Тренд на органику захватывает российский бизнес
Насколько выгодно выращивание чистой продукции
Как заработать миллионы на экологически чистой петрушке? Российские бизнесмены нащупали новую «золотую жилу» — органические продукты. Собственные овощные грядки и фруктовые сады разбил даже далекий от земледелия Crocus Group — крупнейший в России строитель деловой недвижимости. На какую прибыль рассчитывают производители натуральной еды? И как покупателю разобраться, какие именно продукты выращены без химии и антибиотиков? Разбиралась Светлана Белова.
В свои яблоневые сады и овощные грядки Crocus Group вложил 200 млн руб. Пока у компании 30 га земли в Истринском районе, но будут расширяться еще почти втрое. Продавать урожай планируют через собственную сеть супермаркетов. Сейчас в Москве бум экологичной еды. Она исчезает с прилавков в первую очередь, утверждает исполнительный директор сети гипермаркетов «Твой Дом» Шамиль Мурадов: «Есть вещи, которые сбивают потребителя. Обычно органические продукты не отличаются отборным качеством с точки зрения визуала. Они часто бывают разнокалиберные, одни могут быть покрупнее, одно яблоко поменьше. Но при этом, если человек сделал один раз выбор в сторону органического яблока, то есть попробовал его, вкус самого яблока совершенно точно гарантирует возврат к данному продукту, маркированному подобным образом».
Россия еще только разбирается в том, что такое органические товары. Закон об органике вступит в силу со следующего года. Легальной считается маркировка «органика», а все, что с пометкой «эко», «био» или «продукт фермерский», к натуральности отношения не имеет. Чтобы подтвердить, что товар действительно выращен без применения пестицидов и антибиотиков, производители должны получить сертификат. Это довольно дорого и долго, но бизнесмены готовы потратиться. Ведь маркировка «органика» гарантирует немалую прибыль, отметил исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко:
«В настоящий момент маржинальность по органическому продукту гораздо выше.
Если окупаемость классических проектов сельхозки — это где-то 13-15 лет, то у тех проектов, которые мы видим сейчас по органике, окупаемость с возвратом инвестиций — это все-таки 7-8 лет. И дальше появился интерес от банков. Если раньше они вообще не выделяли органическую продукцию с точки зрения приоритетов при финансировании, то сейчас мы начинаем попадать в приоритет и у банков».
Вести сельское хозяйство на принципах органики сложнее и дороже, чем традиционное. Цена конечного продукта, соответственно, тоже выше. В среднем разница составляет 30%, но некоторые продукты, например, органическое питьевое молоко, вдвое дороже обычного. Такие продукты вряд ли появятся в массовой продаже по всей стране, полагает эксперт по органическому сельскому хозяйству Денис Прасолов: «Это все-таки тренд крупных городов, где сосредоточение населения достаточно крупное, где люди себе не могут позволить на ежедневной либо постоянной основе ходить на фермерские рынки, какие-то привозы, ярмарки и так далее. У них есть возможность покупать продукты либо через интернет, либо через привычную им розницу.
В части и молочного животноводства, и мясного, и агрокультур сегодня отечественные производители очень крепко стоят на ногах».
Россия могла бы стать поставщиком органики и на внешние рынки. Так, например, Германия, которая сама является крупнейшим в Европе производителем чистой продукции, испытывает дефицит по определенным позициям. Страна готова импортировать яблоки, картофель, пшеницу и другие сельхозкультуры. По прогнозам, к 2025-му году рынок органических продуктов Германии достигнет €20 млрд. И российские производители могут претендовать на часть этого «пирога». Но прежде придется подготовить под чистое земледелие дополнительные гектары и согласовать с Европой правила игры — стандарты органического качества у нас разные.