Губернаторы проявили повышенный интернет
Эксперты оценили активность глав регионов в соцсетях
Губернаторы стали больше использовать социальные сети, а интерес граждан к их работе вырос, говорится в докладе фонда «Петербургская политика». По словам собеседников “Ъ”, в администрации президента (АП) следят за тем, как главы регионов ведут свои аккаунты, а тема присутствия губернаторов в соцсетях поднималась на прошедшем 14–16 февраля семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике.
В последние годы высшие чиновники «дистанцировались от интернета», опасаясь «излишнего спрямления коммуникации» с гражданами, говорится в докладе фонда «Петербургская политика». Но теперь возвращение губернаторов в соцсети «выглядит вполне органично», в том числе в связи с приходом на руководящие посты в регионах «все большего числа представителей интернет-активных поколений». Для глав регионов «концентрация на работе в социальных сетях позволяет отказаться от прежних затрат на господдержку СМИ, авторитет и востребованность которых нередко снижаются из-за изменения информационных привычек пользователей».
Ключевым каналом активности оказался Instagram, констатируют авторы доклада.
Среди наиболее успешных в соцсетях эксперты выделяют глав национальных субъектов: Радия Хабирова (Башкирия), Владимира Васильева (Дагестан), Рустама Минниханова (Татарстан).
Авторы доклада сформулировали основной месседж губернаторских блогов:
- например, у главы Орловской области Андрея Клычкова это «Дежурный по стране»,
- у главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова — «Меня окружают уважаемые люди»,
- у врио главы Курганской области Вадима Шумкова — «Я и мой пес очень стараемся вместе с вами проворачивать заржавевшие шестеренки системы».
На обратную связь губернаторы реагируют по-разному, отмечается в докладе: они могут лично отвечать на негативные комментарии, удалять или игнорировать их или даже организовывать троллинг критиков. «Есть и примеры, когда губернатор может не реагировать, но подключаются аккаунты муниципальных образований, предприятий, которые берут проблему на себя. Например, так работает аккаунт Вадима Шумкова»,— говорит глава фонда Михаил Виноградов.
По словам источника “Ъ” в руководстве одного из регионов, в АП контролируют ведение социальных сетей, но за публикации «ни разу не прилетало».
Есть одно требование — предоставлять заранее основные инфоповоды, говорит собеседник “Ъ”, исключение составляют оперативные события. По словам источника “Ъ” в другом регионе, Москва может отреагировать в одном случае: если публикация губернатора вызвала широкий резонанс: «Получает в первую очередь вице-губернатор по внутренней политике». «Блок по соцсетям есть и на учебе вице-губернаторов по внутренней политике, и на курсах РАНХиГС»,— указал он.
Источник “Ъ” в одной из региональных администраций рассказал, что тема присутствия губернаторов в соцсетях поднималась на прошедшем 14–16 февраля в Подмосковье семинаре для «политических» вице-губернаторов. «Но нам не говорили, что те, кто присутствует в Instagram,— хорошие, а те, кого там нет,— плохие. Просто показывали примеры губернаторских аккаунтов, объясняли специфику языка соцсетей и плюсы и минусы их ведения»,— рассказал он. «Сейчас системной работы по контролю содержания и активности соцсетей глав регионов нет»,— говорит источник в окружении одного из губернаторов. Он отмечает, что из федерального центра рассылают темы, которые «надо подсветить через информационные департаменты в администрации субъектов РФ, а дальше — через лидеров общественного мнения, у которых есть соцсети». По словам собеседника “Ъ”, показательной была пенсионная реформа: «Так как тема воспринималась негативно, в регионах не старались информацию сильно доводить до граждан».
Ведение соцсетей может, с одной стороны, вызывать отторжение как способ самопрезентации губернатора, а с другой — работать как эффективный механизм обратной связи, полагает Михаил Виноградов. Поиск этого баланса может стать «одной из ключевых задач 2019 года в условиях нестабильности рейтингов власти», отмечает эксперт.