Почему в Испании проходят третьи парламентские выборы за четыре года

В случае прохода в парламент партии Vox с результатом 12,7% испанский парламент вновь ждет адаптация к новой системе: еще пару лет назад он привычно работал практически в двухпартийном режиме, но в начале 2016 года был вынужден перестроиться под систему, в которой в парламенте работают четыре крупные партии. После апрельских выборов таких партий может стать пять.

Третьи выборы в Испании за последние четыре года — следствие не только нерешенного вопроса о независимости Каталонии и коррупционного скандала в правившей раньше Народной партии, но и этой адаптации политической системы Испании к многопартийности.

Со времен возвращения к монархии и принятия конституции в 1978 году в стране сформировалось множество партий, но до 2015 года страной поочередно управляли Народная партия и Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), делившие между собой подавляющее большинство мест в Генеральных кортесах (двухпалатный парламент).

Парламентские выборы в декабре 2015 года разрушили эту устоявшуюся систему. На фоне затянувшегося экономического кризиса и многолетних безуспешных попыток Каталонии провести референдум о независимости набрали популярность молодые партии: левые популисты Podemos и правоцентристские Ciudadanos заняли третье и четвертое места на выборах и получили 69 и 40 мест в 350-местном Конгрессе депутатов (нижняя палата).

НП и ИСРП заняли первое и второе места, но полученных мест было недостаточно для формирования правительства в одиночку, впервые в истории современной Испании у них появилась необходимость вступать в коалиции. Для опытных испанских политиков такой расклад оказался непривычным, а для молодых создание альянсов осложнялось тем, что многие и так прошли в парламент в составе других, более мелких коалиций. Помимо этого, помехой стали взаимные претензии и сильные различия в идеологиях.

Совокупность этих факторов привела к тому, что партии не смогли договориться и несколько раз не утвердили кандидатуру на пост премьер-министра. На 26 июня 2016 года были назначены досрочные парламентские выборы. Они фактически не изменили положение партий в Конгрессе: Народная партия набрала большинство голосов, как и на предыдущих выборах, и получила 137 мест в парламенте. Этого по-прежнему было недостаточно для формирования правительства большинства, но после нескольких раундов переговоров и неудачной попытки Педро Санчеса стать премьером 29 октября 2016 года на пост председателя правительства наконец утвердили Мариано Рахоя, занимавшего этого пост с 2011 года.

В 2017 году противоречия между партиями стали еще более очевидны: за год принятых законопроектов было меньше, чем отклоненных, а за первую половину года Мариано Рахой не внес в парламент ни одного проекта, кроме бюджета.

Шанс изменить ситуацию появился 1 июня 2018 года: впервые в истории Испании депутаты парламента выразили вотум недоверия действующему правительству. Мариано Рахой ушел в отставку, после того как Национальный суд Испании принял решение по так называемому делу Гюртель — расследованию случаев коррупции, отмывания денег и уклонения от уплаты налогов в рядах НП. Суд признал виновными 29 из 37 фигурантов дела, которых суммарно приговорили к 351 году тюрьмы. Вместо лидера правоцентристской НП премьером стал социалист Педро Санчес.

В первый же день он пообещал наладить диалог с властями Каталонии, а также провести досрочные выборы. Налаживание диалога началось с попыток убедить сепаратистов вступить в коалицию с социалистами. Для получения большинства в Конгрессе Педро Санчесу пришлось заключить союз не только с каталонскими партиями, но и с националистическими силами Страны Басков и Канарских островов. Из-за этого правоцентристские и правые партии обвинили его в уступках сепаратистам ради получения высокого поста.

Недовольная оппозиция вынудила Педро Санчеса наконец назначить выборы, 13 февраля отклонив проект бюджета Испании. Теперь 28 апреля страну ждет новое голосование.

Вся лента