«Трамп обрушил веру европейских союзников в надежность трансатлантических связей»

Максим Юсин — об итогах Мюнхенской конференции

«Потрясающая Меркель» — так по итогам Мюнхенской конференции по безопасности охарактеризовала канцлера Германии дочь президента США Иванка Трамп. Конференция завершилась в минувшие выходные. И выступление Ангелы Меркель, в котором она раскритиковала политику Дональда Трампа за вмешательство в дела Европы, стало одним из самых ярких моментов. Обозреватель «Ъ» Максим Юсин считает, что речь канцлера Германии свидетельствует о глубоком расколе в отношениях между Евросоюзом и Америкой Трампа.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Мюнхенская конференция по безопасности стала главным международным событием последних дней. В России, комментируя ее итоги, выделяют в первую очередь жесткий тон западных политиков, когда речь касалась Москвы. В этом, однако, ничего принципиально нового не было. Примерно такая тональность доминировала в Мюнхене и год, и два назад.

А вот что стало новым, тем, чем запомнится Мюнхен-2019, — это выступление канцлера Германии Ангелы Меркель. Глава правительства ФРГ ничуть не соответствовала своему привычному образу сдержанного политика, избегающего эмоций и взвешивающего каждое слово. Видимо, свою роль сыграло то обстоятельство, что для Меркель нынешний срок на посту канцлера — последний, и она может вести себя более раскрепощенно, чем ее европейские коллеги: говорить то, что думает, выплескивать, а не таить в себе накопившиеся претензии и обиды.

Адресат этих претензий и обид — один человек, президент США Дональд Трамп, хотя имя его Меркель ни разу не произнесла. Никогда за всю послевоенную историю американо-германских отношений политика Вашингтона не подвергалась столь беспощадной критике со стороны лидера Федеративной Республики. В своем выступлении Меркель упомянула обо всех болевых точках: и о выходе США из иранской ядерной сделки, что перечеркнуло 15-летние усилия мирового сообщества; и о прекращении участия в Договоре с Москвой о ракетах средней и меньшей дальности без учета мнения европейских союзников; и ультимативное требование к Берлину отказаться от реализации проекта «Северный поток-2», хотя для Германии он однозначно выгоден; и о спонтанном решении вывести войска из Сирии и сократить контингент в Афганистане, опять-таки без консультаций с союзниками, которые в том же Афганистане 17 лет самоотверженно помогают Вашингтону, а теперь поставлены перед фактом.

С особой обидой и явным раздражением напомнила Меркель о затеянных Трампом торговых войнах, в результате чего даже продукцию расположенных в Америке немецких автомобилестроительных предприятий в Белом доме воспринимают чуть ли не как угрозу национальной безопасности.

Как можно доверять такому союзнику? Как можно делать на него безоговорочную ставку? Как можно вообще вести с ним дела? Эти вопросы Меркель не задала, но они абсолютно естественно вытекают из ее выступления.

Европе, привыкшей видеть в Вашингтоне стратегического партнера, с Дональдом Трампом не по пути.

Более того, в газетах ведущих государств ЕС, которые освещали Мюнхенскую конференцию, я обратил внимание на еще одну мысль, высказанную авторами сразу нескольких аналитических статей — даже после ухода Трампа из Белого дома отношения Америки с Европой уже не станут прежними. Слишком глубокая трещина в них возникла, слишком болезненным было избавление от иллюзий, слишком горькое разочарование испытали европейские политики от безапелляционно-эгоистического, высокомерного подхода Вашингтона, от его бесконечных ультиматумов.

И это, пожалуй, главное внешнеполитическое наследие Дональда Трампа. Он обрушил веру европейских союзников в надежность, незыблемость трансатлантических связей. Сможет ли воспользоваться этой ситуацией, извлечь из нее выгоду Москва? В перспективе, возможно, да. Но не сейчас, не сразу.

Тот факт, что европейские тяжеловесы начинают по-новому смотреть на Америку, не означает автоматически, что они готовы понять и принять политику нынешних властей России.

Во всяком случае, в выступлении Ангелы Меркель на это не было даже намека.

Вся лента