Инвестиционный баланс
Первый день Российского инвестиционного форума (РИФ) в Сочи в нынешнем году начался с делового завтрака, организованного Газпромбанком. На мероприятии под названием «Эволюция подходов к финансированию значимых инвестиционных проектов: поиск баланса» собрались главы регионов России, чиновники федеральных органов государственной власти, топ-менеджеры крупнейших компаний страны. Гости смогли обменяться мнениями по актуальной проблематике и различным аспектам реализации крупномасштабных инвестиционных инициатив в самых разных отраслях национальной экономики.
Планы по развитию российской экономики на ближайшие годы обширны. Так, в транспортную инфраструктуру страны до 2024 года планируется вложить 6,3 трлн руб., в энергетику — 2,65 трлн руб. до 2031 года, в химическую промышленность — 2,4 трлн руб. до 2030 года, в металлургию и угольную промышленность — 7,2 трлн руб. до 2030 года. Для реализации этих и многих других планов необходимы источники финансирования. Кто будет вкладывать деньги в эти отрасли — банки, инвесторы или государство? Смогут ли они реализовать задуманное по одиночке или на каких условиях им нужно объединить свои усилия? Эти и многие другие актуальные вопросы и предложили обсудить участникам делового завтрака Газпромбанка, который состоялся 14 февраля на Российском инвестиционном форуме Сочи-2019. «На ближайшие годы перед государством и бизнесом стоят масштабные инвестиционные цели, в том числе при реализации огромной программы национальных проектов. Все это требует не только профессионализма, но и согласованных действий всех участников этого процесса, их готовности к конструктивному обсуждению путей наиболее эффективного решения возникающих задач. Мы рады способствовать развитию диалога между различными участниками этого сложного рынка и, являясь крупнейшим финансовым институтом страны, обладающим многолетним опытом работы в сфере проектов реальной экономики, всегда рады делиться собственной экспертизой»,— сказал, открывая мероприятие заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус.
Перед тем как гости перешли к обсуждению ключевых вопросов, заявленных в повестке мероприятия, им предложили поучаствовать в опросе и ответить на важный вопрос: наличие какого из механизмов государственной поддержки является наиболее значимым для успешной реализации проектов государственно-частного партнерства?
Самым популярным ответом стал: оплата концедента (обеспечение денежного потока на этапе эксплуатации). За этот вариант проголосовало большинство присутствующих на завтраке — 46,9%. Еще 25% проголосовали за капитальный грант (софинансирование инвестиционных расходов). 18,8% выбрали компенсацию понесенных инвестиций при расторжении концессионного соглашения и 9,4% высказались за бюджетные гарантии.
«Результаты голосования показали, что большинство присутствующих сегодня в этом зале — банкиры. Ведь именно плата концедента — это классический и самый востребованный у банков инструмент с минимальным риском для них»,— прокомментировал результаты голосования первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Он также отметил, что название делового завтрака «Эволюция подходов к финансированию значимых инвестиционных проектов» «выбрано неслучайно». «Мы хотели вам рассказать, как мы со своей колокольни видим эту эволюцию. Государственно-частное партнерство в нашей стране развивается не так давно — фактически проекты в рамках ГЧП стартовали 10 лет назад»,— напомнил господин Чичканов. Начиналось все, по его словам, с двух крупных федеральных проектов и крупнейшего дорожного проекта в Санкт-Петербурге, куда «государство любыми способами готово было привлекать инвесторов (в том числе и иностранных) и шло в принципе на любые уступки бизнесу, начиная со стадии формирования конкурсных условий и заканчивая переговорами. В федеральных проектах это в результате сработало». Второй этап развития отечественного ГЧП, по мнению господина Чичканова, начался, когда против России ввели международные санкции, и иностранных компаний в нашей стране стало меньше. Рынок поменялся, и инициативу участия в крупных проектах в рамках ГЧП подхватили госбанки, которые даже стали самостоятельно инициировать такие проекты. «Сейчас мы в начале третьего этапа, когда, несмотря на «жесткую», неуступчивую позицию государственного партнера, на фоне огромных средств, которые государство планирует выделять на реализацию инфраструктурных проектов в самых разных отраслях, многие российские компании начинают пристально смотреть на рынок ГЧП. Они выходят на рынок инфраструктурного строительства и готовы переориентировать свой бизнес — переходить с госзаказа на вложение собственных средств в инфраструктурные проекты. Такие компании начинают общаться с банками и государственными органами с целью долгосрочного сотрудничества»,— заключил Алексей Чичканов.
Первым из гостей на мероприятии выступил недавно назначенный председатель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Роман Голованов. Он отметил, что действительно давно пришла пора поговорить об эволюции подходов к финансированию значимых инвестиционных проектов в России и нужно обозначить и проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются участники этого рынка. Господин Голованов признался, что в ходе опроса, как и большинство присутствующих в зале, голосовал за оплату концедента, выбрав его наиболее значимым механизмом господдержки в рамках ГЧП. «Я при этом смотрел на рынок глазами финансирующих организаций, а не государственных органов. От лица государства я бы выбрал компенсацию понесенных инвестиций при расторжении концессионного соглашения и тем самым минимизировал бы свои риски»,— отметил он. Также, по словам Романа Голованова, несмотря на все преимущества, у оплаты концедентов есть и свои недостатки. «В 2006 году, когда только появился закон о концессиях, он был практически недействительным. Мы в Санкт-Петербурге были вынуждены разработать собственный закон и какое-то время по нему жить. Считаю, что проблема несовершенства законодательства в этой области до сих пор актуальна. Мы должны доработать данный продукт так, чтобы он был выгоден и финансовым организациям, и инвесторам, и государству»,— отметил господин Голованов. Он также посетовал, что при реализации стратегических проектов в Северной столице не всегда видит поддержку со стороны финансовых организаций. «Мы сталкиваемся с неприятными ситуациями, когда со своей стороны подписываем с инвестором соглашение о реализации совместного проекта. Затем он идет в банк и возвращается оттуда ни с чем. У нас стоит неисполнение проекта, мы не получаем социально-экономический эффект и теряем время. С точки зрения проблематики я бы оптимизировал работу банков, инвесторов и государства в этом смысле»,— заявил господин Голованов.
Другие участники дискуссии также высказались за усовершенствование законодательства в области ГЧП. Так, первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов отметил, что очень часто цикл подготовки крупного проекта растягивается на очень длительное время. «Получается, рынок нас выдрессировал — подготовьте проект, сделайте его красивым, сделайте расчеты и т. д. На это уходит год-два. Потом мы начинаем презентовать проект, готовим концессионный конкурс — еще минимум полтора года. С момента начала обсуждения проекта и до окончания концессионного конкурса проходит минимум три года при самом оптимистичном раскладе. За это время меняются ключевые ставки, внешние риски и внутренние риски проекта и возникают проблемы»,— отметил заместитель министра. По его словам, сейчас очень важно сократить эти сроки. «Концессионное законодательство с учетом зрелости рынка также можно поменять: сократить срок концессионного конкурса до 12, а лучше 6 месяцев. Этот инструмент сразу получит новое развитие»,— заключил Иннокентий Алафинов.
Хорошими новостями из правительства РФ поделился с участниками делового завтрака генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев. Он рассказал, что для компаний, работающих на экспорт, будут в полтора раза повышены нормы субсидирования процентных ставок (до 4,5%) по кредитам на экспортные проекты. Кроме того, господин Слепнев сообщил, что будут введены новые инструменты в виде субсидий на страховую премию для некоторых проектов. «Это существенное изменение, которое позволит предоставлять страховое покрытие по более дешевой ставке»,— пояснил Андрей Слепнев. Он также напомнил, что его ведомство уже давно работает с Газпромбанком и за это время структуры испробовали различные инструменты финансирования. «Хотел бы поблагодарить коллег из Газпромбанка — мы наработали вместе больше чем на 2 млрд руб. и планируем как минимум удвоить эту сумму. Это доказывает, что существующие механизмы государственно-частного партнерства работают и просто нужно поактивнее ими пользоваться»,— заключил Андрей Слепнев.
В свою очередь, губернатор Иркутской области Сергей Левченко выразил надежду на эффективное сотрудничество с Газпромбанком. В июне стороны планируют подписать соответствующее соглашение. «В частности, у нас есть проект по переводу на газомоторное топливо всех судов, которые ходят по озеру Байкал. Это масштабный проект, направленный на сохранение экологии чистейшего озера планеты, и я надеюсь, что Газпромбанк поможет нам этот проект реализовать»,— сказал губернатор.
Он напомнил, что у возглавляемого им региона есть определенный опыт в области ГЧП. «Мы начали строить в области крупный социальный объект — кардиологический центр, стоимость которого 5,5 млрд. 50% средств в этот проект вложили власти из областного бюджета, а еще 50% — деньги инвесторов. Естественно, наши инвесторы придут за поддержкой к финансовым организациям, и я прошу их поддержать»,— заключил Сергей Левченко. После этого гостям мероприятия вновь предложили проголосовать и ответить на вопрос, как изменилась доступность финансирования для бизнеса в последние три года? Большинство присутствующих, 48,8%, заявили, что принципиально ситуация не изменилась, 30,3% ответили, что кредиты стали доступнее и еще 20,9% отметили, что с финансированием стало хуже.
Завершая мероприятие, заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус пообещал гостям завтрака, что полученная от них информация будет в дальнейшем учтена и использована Газпромбанком для усовершенствования его работы по взаимодействию с государством и бизнесом при реализации проектов ГЧП. «Хочу поблагодарить всех выступающих. Я услышал различные мнения, узнал разный опыт реализации таких проектов. Думаю, это была продуктивная встреча — банкам, представителям государства и частным инвесторам необходимо встречаться и обсуждать такие важные вопросы»,— заключил господин Белоус.