Реагентам приказано снизить активность
ГОСТ установит новые требования к дорожной химии
В России готовится новый ГОСТ с требованиями к противогололедным реагентам. В нем впервые будет описан размер гранул твердых реагентов: 1–8 мм. Это необходимо для борьбы с пылью в городах и случаями, когда частицы реагентов повреждают автомобили. Новым стандартом, который готовят производители при поддержке Росавтодора, ужесточат и требования к коррозионной активности дорожной химии.
Проект ГОСТ с требованиями к противогололедным материалам разработал РосдорНИИ Минтранса по заказу Ассоциации зимнего содержания дорог. Документ находится на «рецензии» в Росавтодоре, рассказали “Ъ” в ведомстве. Утверждение ГОСТа запланировано на октябрь 2019 года, сообщили “Ъ” в Росстандарте.
Сегодня требования к дорожным реагентам установлены в «Отраслевых дорожных нормах» (ОДН) 2003 года и межгосударственном стандарте ГОСТ 2015 года. ОДН за 15 лет серьезно устарели и сейчас практически не применяются, пояснила “Ъ” глава аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. Действующий ГОСТ же разрабатывался властями Казахстана в рамках Таможенного союза в интересах сразу нескольких стран, все необходимые требования сформулировать в нем не удалось, добавила она.
Новый ГОСТ впервые на национальном уровне установит требования к размерам гранул твердых противогололедных материалов. Частиц размером более 8 мм в них быть не должно, размером 4–8 мм — не более 15%, 1–4 мм — не менее 75%, менее 1 мм — не более 10%. Во многих городах наблюдается проблема, когда слишком мелкий материал превращается в илистую жижу, а весной — в пыль, рассказала Анна Климентова. Слишком крупные частицы долго плавят лед, а также могут разбить стекло машины.
Еще одно нововведение — снижение коррозионной активности реагентов. Этот показатель измеряется в лабораторных условиях погружением металлических пластин в раствор с реагентом: спустя сутки становится ясно, сколько массы потерял металл в результате коррозии. В действующим стандарте допускается 1,1 мг/кв. см в сутки, в новом — 0,4 мг/кв. см для дорог 1-й категории и мостов, 0,8 мг/кв. см — для остальных дорог.
Требования к химическому составу реагентов в ГОСТе не описываются — вещества и их влияние на людей, животных, почву и растения, а также класс химической опасности уже проверяются в ходе государственной экологической эксперты и других тестов, пояснила Анна Климентова. Без соответствующих заключений производители реагентов не допускаются до тендеров.
Стандартом также вводится новый вид двухфазного реагента, представляющего собой смесь твердого и жидкого веществ. Именно такой реагент под названием «Бионорд» производится одним из учредителей Ассоциации зимнего содержания дорог (данные Kartoteka.ru) — Уральским заводом противогололедных материалов (УЗПМ), который много лет являлся одним из основных поставщиков реагентов для Москвы. Как ранее рассказывал “Ъ”, в 2014 году ФСБ проверила деятельность завода после победы в очередном крупном тендере. В отношении владельца УЗПМ Рустама Гильфанова было возбуждено уголовное дело. По версии Следственного комитета, по его распоряжению в поставляемые в столицу химикаты добавлялся формиат натрия (муравьиная кислота) — добавка повышала стоимость продукта, но не улучшала его качества. По подсчетам следствия, бюджету Москвы был причинен ущерб на сумму более 2,5 млрд руб. В декабре 2016 года господин Гильфанов был отпущен из-под стражи (“Ъ” рассказывал об этом) решением Пресненского суда Москвы, а дело направлено в прокуратуру для устранения нарушений. Правительство Москвы претензий к УЗПМ не имело.
Учредитель экологического фонда «Гражданин» Максим Шингаркин нововведения ГОСТа поддержал. По его словам, слишком легкие фракции твердого реагента могут разноситься ветром за пределы проезжей части, в том числе на газон. Ужесточение требований по нормам коррозионной активности, говорит эксперт, важно не только для кузовов автомобилей, но и для дорожных ограждений. Максим Шингаркин считает, что против нового ГОСТа будут выступать «мэры городов, привыкшие за государственный счет закупать обычную песко-соляную смесь у аффилированных поставщиков». «Рассыпание песка мало влияет на скользкость, а соль при температуре ниже -5° свои функции перестает выполнять,— пояснил он.— Но применяемая в регионах схема сегодня выгодна многим, не все хотят переходить на современные реагенты».