Инвестициям не хватило инициативы
Саратовский губернатор упрекнул муниципалитеты в слабой поддержке инвесторов
Муниципалитеты Саратовской области проявляют слабую активность в привлечении в регион инвесторов. С таким заявлением вчера на заседании областного актива выступил губернатор Валерий Радаев. Не проявляет инициативу в работе с инвесторами, по мнению губернатора, и Корпорация развития области. Эксперты согласны с тем, что муниципалитеты недорабатывают в вопросах содействия инвесторам и связывают это с отсутствием опыта в новых направлениях поддержки.
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев раскритиковал работу властей районов региона по привлечению инвесторов на свои территории. По его словам, неэффективная работа в этом направлении стала одной из причин провала области в Национальном рейтинге состояния инвестиционной привлекательности субъектов РФ, где в 2018 году субъект опустился на 10 пунктов с 35 на 45 место, перейдя из группы «А» (территории с высокой инвестиционной привлекательностью) в группу «Б». Господин Радаев отметил, что причина этого не только в излишнем администрировании контролирующих структур, но и слабой инвестиционной активности на местах. «Районы пассивны в части предоставления данных о свободных площадках, не выходят с предложениями в Корпорацию развития Саратовской области, да и сама эта структура, считаю, недостаточно инициативна. Привлечение одного инвестора в месяц и четкое системное взаимодействие с муниципальными районами — таков план работы»,— заявил глава региона.
По данным правительства региона, в прошлом году инвестиции в основной капитал области составили 152 млрд руб., в 2017 году — 145,5 млрд руб. Инвестиционный портфель региона содержит 140 проектов с общим объемом инвестиций порядка 360 млрд руб. В результате их исполнения планируется создание свыше 6 тыс. новых рабочих мест. На территории области находится более 600 свободных инвестиционных площадок различного назначения. По данным Корпорации развития Саратовской области, в регионе действуют налоговые льготы, для инвесторов предусмотрены субсидии за счет средств областного бюджета, для обеспечения обязательств при привлечении инвестиционных ресурсов могут предоставляться объекты залогового фонда области, инвесторам оказывают консультационную и информационную поддержку.
Несмотря на это, только в прошлом году несколько крупных инвесторов заявили о закрытии предприятий в Саратовской области. В частности, ООО «Саратовский молочный комбинат» заявило о решении ограничить инвестиции в местную производственную площадку в связи с якобы «неблагоприятным инвестиционным климатом» и перевести производство в Чебоксары. Претензии «Саратовского молочного комбината» сводились к тому, что правительство региона якобы недостаточно поддерживает производителя молочных продуктов. В ноябре сообщение о переносе производственных мощностей в Санкт-Петербург до конца 2019 года заявило «Бритиш Американ Тобакко (БАТ) Россия». В компании пояснили, что решение связано с сокращением табачного рынка из-за продолжающегося роста цен на сигареты, падения потребительского спроса и увеличения доли нелегальной продукции.
Глава Торгово-промышленной палаты Саратовской области Алексей Антонов согласен с мнением Валерия Радаева о том, что муниципалитеты мало работают над привлечением инвесторов, однако, по его мнению, это связано с тем, что власти районов пока не научились в полной мере пользоваться инструментами поддержки. «Много институтов поддержки начали работать недавно: Фонд развития промышленности (ФРП) — в прошлом году, Корпорация развития области — в прошлом году. Где-то у муниципалитетов не хватает опыта»,— отмечает господин Антонов.
Председатель комиссии по экономике и предпринимательству Общественной палаты области Михаил Волков подтверждает, что многие проблемы инвесторов, которые могут быть урегулированы на уровне муниципалитетов, не решаются. «Часто необходимо физически встречаться с людьми, занимающимися бизнесом на территории. Во?первых, для того, чтобы выяснять, какие у предпринимателей есть сложности, во-вторых, понять, как проблемы можно решить на муниципальном уровне»,— отмечает господин Волков. По его словам, это могут быть самые различные вопросы, начиная от благоустройства улиц, на которых находятся офисы компаний, заканчивая оформлением документов. «У нас в области декларируется, что разрешение на строительство можно получить за несколько месяцев. В реальности все понимают, что процесс оформления земли (а это основа любого крупного инвестпроекта) занимает два-три года, за которые очень многое может измениться. Это время можно было бы сократить, если процедура перемещения документов из одного кабинета в другой будет занимать несколько часов, а не несколько недель. Это решается именно на муниципальном уровне»,— отмечает Михаил Волков.
При этом, по его мнению, проблема не только в муниципалитетах. «Естественно, в одиночку они не могут повлиять на инвестиционный климат. Он зависит от многих факторов: работы законодательной власти, деятельности контрольных и надзорных органов, качества дорог и других факторов»,— говорит господин Волков.