Автосалоны заказали кофе
Дилеры развивают кобрендинг
Автодилеры наряду с рынком ритейла ищут новые направления развития бизнеса. В условиях высокой конкуренции вместо традиционных автосалонов на рынке появляются не только цифровые дилерские центры, которые позволяют сократить затраты на экспонирование автомобилей, но и кобрендовые салоны с участием, например, сетей кофеен. Такая схема приносит ощутимые доходы АЗС, которые покупают франшизы сетей общественного питания. Но для дилеров, полагают эксперты, речь идет скорее о повышении лояльности к бренду.
ГК «Фаворит Моторс» (дилер Volkswagen, Kia, Hyundai, Renault, Ford, Cadillac, Skoda, Volvo и других брендов) совместно со Skoda и сетью «Шоколадница» открывает совместный цифровой проект по продаже автомобилей Skoda. Как рассказал “Ъ” глава группы Владимир Попов, для него дилер приобрел франшизу «Шоколадницы», и теперь на одной площадке располагаются дилерский центр и кофейня. Общая сумма инвестиций в проект — 60 млн руб. В дальнейшем группа планирует создать кластер, где помимо нескольких дилерских центров также будет организован центр по тест-драйву большого парка автомобилей и отель для клиентов из других регионов.
Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «Автоспеццентр» Александр Захаров полагает, что диверсификация и консолидация авторитейла — тренды ближайшего будущего. По его словам, появление многопрофильных холдингов связано в том числе и с ограниченной емкостью российского авторынка в условиях невысокой маржинальности дилерского бизнеса. Он отмечает потенциал в создании кобрендовых дилерских центров, которые бы предоставляли непрофильные сервисы, «неизбежна» и цифровизация автопродаж. Директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский также говорит, что электронные продажи — перспективное направление. «Авилон» предлагает формат нетрадиционных продаж для машин Hyundai: в шоуруме вместо машин расположены цифровые панели. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев полагает, что для дилеров обороты сторонних направлений не сравнимы с основным бизнесом, поэтому их развитие скорее не диверсификация, а способ повышения лояльности к бренду.
С необходимостью изменения концепции бизнеса столкнулся в целом российский рынок ритейла, где из-за продолжающегося сокращения доходов населения и натиска интернет-торговли началась консолидация девелоперов торговой недвижимости и получили развитие магазины малых форматов (см. “Ъ” от 28 января).
Для «Шоколадницы» сотрудничество с дилерами также перспективное направление развития франчайзинга, говорит глава департамента франчайзинга компании Максим Трубников.
Как писал “Ъ” 8 октября, несмотря на ребрендинг сети, обновление заведений затягивается: франчайзи не готовы рисковать и открывают кофейни в старом формате. Эксперт каталога franshiza.ru Анна Рождественская считает, что автодилеры не дадут большого развития обновленного формата — для этого необходимо размещение кофеен в местах с высокой проходимостью, чтобы возвратить инвестиции, а дилерские центры, как правило, находятся на окраине города и их аудитория часто сужена до аудитории конкретного автобренда. В целом, скорее всего, проект имеет перспективы только в Москве и ближайшем Подмосковье, считает эксперт: «В регионах вряд ли кто-то пойдет в дилерский центр за кофе, потому как до сих пор принято одежду покупать в магазинах, а кофе — в кофейнях». При этом для дилеров такие кобрендовые истории могут помочь повысить доверие к их бренду в условиях жесткой конкуренции авторитейла, полагает госпожа Рождественская. Непрофильные направления уже успешно развивают владельцы АЗС, которые берут франшизы сетей общественного питания, отмечает она: «Иногда доля непрофильных направлений может достигать 60% от общей выручки АЗС».