Пост обязывает
Радия Хабирова признали эффективным блогером
Аналитики фонда «Петербургская политика» признали врио главы Башкирии Радия Хабирова одним из лучших в России губернаторов-блогеров. Хотя по числу подписчиков и публикаций в социальных сетях он уступает мэру Москвы Сергею Собянину и президенту Татарстана Рустаму Минниханову, эксперты оценили «хороший стиль» и «эмоциональность» постов господина Хабирова, создающих ощущение, что он пишет их сам. При этом, заключают эксперты фонда, чем более популярны блоги губернаторов, тем меньше надобности у властей этих регионов в прежних затратах на финансирование государственных СМИ. В Башкирии, где до 2024 года планируют потратить на пиар власти более 3 млрд руб., этот вывод не разделяют.
Врио главы Башкирии Радий Хабиров отмечен в числе девяти наиболее эффективных глав российских регионов, ведущих блоги в социальных сетях. Обзор поведения российских губернаторов в интернете вчера опубликовал фонд «Петербургская политика». В зачет господину Хабирову пошло то, что он представлен в четырех соцсетях: Instagram, Facebook, «В контакте», «Одноклассники», о нем есть страница в «Википедии». В Instagram, который, по мнению экспертов фонда, стал ключевым каналом активности губернаторов в 2019 году, у господина Хабирова 217 тыс. подписчиков. Больше — только у более опытных пользователей этой сети: мэра Москвы Сергея Собянина (452 тыс.) и у президента Татарстана Рустама Минниханова (365 тыс.). По числу публикаций (474) Радий Хабиров, который завел аккаунт в Instagram в 2017 году, когда возглавил администрацию подмосковного Красногорска, он пока также проигрывает мэру Москвы (981) и тем более президенту Татарстана, число постов которого превысило 10 тыс.
Аналитики отметили, что Радий Хабиров в сетях чередует рассказы о своей работе с личными, тексты написаны «с эмоцией», «хорошим стилем» и «создают ощущение авторских». При этом автор не сконцентрирован на собственной персоне, отмечается в исследовании. В плюс господину Хабирову пошло и то, что он не отвечает на негативные комментарии, а сами они не удаляются (хотя около месяца назад на это жаловались уфимские дольщики).
Негативных оценок активность господина Хабирова в интернете не получила, но авторы исследования не заметили в ней и ярких находок. Для сравнения: посты президента Татарстана они оценили за то, что тот «без нафталина» преподносит политические мероприятия, показывает закулисные подробности, а сами сообщения в его аккаунтах «легкие и динамичные».
Для каждого из аккаунтов российских губернаторов эксперты вывели основной месседж. Часто он был сформулирован с юмором. Например, суть постов Рустама Минниханова в Instagram определили как «Я успешный и стильный мужчина», главы Чечни Рамзана Кадырова — как «Я есть и я вот такой», курганского губернатора Вадима Шумкова — как «Я и мой пес очень стараемся вместе с вами проворачивать заржавевшие шестеренки системы», а у Сергея Собянина ключевая мысль — «Похорошела» о Москве.
Для постов Радия Хабирова юмористического обобщения не нашлось. Основной месседж его публикаций эксперты фонда обозначили как «Каково управлять республикой — глазами главы».
«У Радия Хабирова хороший аккаунт. Мы сформулировали в его случае серьезный месседж просто потому, что смотрели его аккаунт одним из первых»,— сообщил „Ъ“ президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов.
Заводить страницы в соцсетях губернаторов заставляет политика Кремля, который еще в прошлом году планировал сделать эту деятельность одним из критериев эффективности региональных администраций, отмечается в пояснительной записке к исследованию. Для некоторых глав регионов работа в соцсетях позволяет отказаться «от прежних затрат на государственную поддержу местных СМИ, авторитет и востребованность которых нередко снижаются из-за изменения информационных привычек пользователей», отмечают в фонде.
В Башкирии принятая в октябре прошлого года программа развития средств массовых коммуникаций до 2024 года предусматривает выделение из бюджета на освещение работы власти в СМИ затраты в размере более 3 млрд руб.
Кураторы информационной политики пока не видят необходимости сокращать эти затраты. «Это разные аудитории. Бабушка, которая читает районную газету и смотрит Башкирское спутниковое телевидение, не будет писать сообщения и участвовать в опросах “В контакте”»,— отмечает председатель совета директоров ИА «Башинформ» Ростислав Мурзагулов, долгое время работающий с Радием Хабировым.
Врио главы республики, добавил собеседник, завел аккаунты в соцсетях «не для того, чтобы представить себя неким мачо, важно было создать канал связи, пуповину между обществом и властью». Что касается числа подписчиков, то за ним он не гоняется, дополняет господин Мурзагулов: «Каждый его пост и следующие за ним перепосты и публикации СМИ и без того набирают в среднем до 2 млн касаний аудитории, что сопоставимо с половиной населения республики».
Политолог Константин Калачев считает аккаунт Радия Хабирова едва ли не образцовым: «Допускаю, что он сам пишет посты или как минимум каждый из них согласует. Это хорошо, когда руководитель сам занимается своим аккаунтом, если только не кормить троллей и не ввязываться в полемику». «Я знаю примеры, когда главы регионов публиковали фотографии любимых собачек, и у людей это вызывало негативную реакцию. В аккаунтах же Радия Хабирова создан образ делового человека, ему не до лирики»,— отметил господин Калачев.
Политолог Аббас Галлямов напоминает, что предшественник Радия Хабирова — Рустэм Хамитов тоже начинал работу в регионе с блога в Livejournal. «Там был простой и правильный месседж: “Я отличаюсь от остальных чиновников тем, что мне не наплевать на нужды простых людей. Я буду работать для них и заставлю сделать то же самое весь остальной госаппарат”. У Радия Хабирова месседж другой: “Власть в республике расслабилась, надо ее встряхнуть”»,— отмечает политолог.
Блогер Раис Габитов отмечает, что вести личные аккаунты губернаторов так же сложно, как страницы крупных брендов. «Но если бренду могут простить какие-то ошибки, то политику — нет. Любая из них будет подхвачена и раздута. Радию Хабирову пока удалось серьезных ошибок не совершать»,— отмечает собеседник. При этом он советует врио главы обратить внимание на общение с подписчиками: «Было бы эффективнее, если бы он хоть иногда им отвечал. Это убедит подписчиков, что аккаунт ведет живой человек».