Топливо тянет авиаперевозчиков к антирекорду
Отрасль показала 70 млрд рублей убытков по итогам 2018 года
Операционные убытки авиаперевозчиков в 2018 году, по предварительным данным, достигли рекордных 70 млрд руб. Главной причиной послужило удорожание авиакеросина: по итогам года только за счет роста цены компании потратили на топливо дополнительные 87 млрд руб., из которых 46 млрд руб. составляют дополнительные расходы «Аэрофлота». Полученные убытки вынудили авиакомпании увеличить в начале года кредитную нагрузку, чтобы продолжить полеты. Пока в отрасли говорят об увеличении вероятности ухода с рынка сразу нескольких игроков, в правительстве продолжают обсуждать варианты господдержки.
Российские авиакомпании по итогам 2018 года выйдут в совокупный операционный убыток на уровне 70 млрд руб. Об этом заявил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун, выступая на конференции «Авиационное и космическое страхование России». Убыток станет рекордным для отрасли с начала 2000-х годов.
«У нас пока нет полных отчетных данных, но есть цифры, которые выводят нас, глядя на отчетность по РСБУ, на достаточно печальную картину. Получив убыток за девять месяцев и входя в традиционно убыточный четвертый квартал, мы, авиакомпании, не сумели нарастить так называемую финансовую прокладку. В результате мы пришли к тому, что ожидаемый убыток по отрасли за 2018 год будет в районе 70 млрд руб. Такого у нас еще не было»,— заявил господин Тасун (цитата по «Интерфаксу»).
В конце прошлого года убытки отрасли оценивались в 30–40 млрд руб., но этот прогноз оказался излишне оптимистичным.
Главной причиной убыточности отрасли стал скачок цен на топливо, продолжавшийся с конца 2017 года до середины 2018 года. «Только за счет цены керосина, не касаясь объемов, в 2018 году затраты на топливо возросли более чем на 41%. В общей цене только за счет топлива 87 млрд руб. лежит, из них 46 млрд руб.— это группа “Аэрофлот”, которая занимает половину рынка»,— сказал глава ассоциации.
Со второй половины прошлого года в правительстве обсуждают различные варианты поддержки отрасли. В частности, Минтранс предлагал выделить единовременную компенсацию отрасли на уровне 22 млрд руб. АЭВТ предлагала увеличить налоговый вычет для авиакомпаний из акциза на топливо. В декабре ассоциация направила письмо президенту Владимиру Путину с просьбой ускорить предоставление отрасли господдержки. Однако на данный момент окончательное решение так и не принято: на прошедшем на прошлой неделе совещании вице-премьеров Дмитрия Козака (курирует ТЭК) и Максима Акимова (курирует транспорт) стороны договорились создать рабочую группу с участием авиакомпаний, топливных компаний и членов правительства РФ для дальнейших консультаций по вопросу.
В конце прошлого года дефолт перед банками-кредиторами допустила авиакомпания Utair, просрочившая выплату процентов перед синдикатом банков. Компания объяснила отказ от платежей необходимостью рассчитываться с контрагентами для продолжения полетов. Кредиторы решили пока не списывать деньги в счет погашения долга со счетов перевозчика, компания обещает закрыть часть долга в течение ближайших месяцев.
В АЭВТ предупреждают, что отсутствие господдержки, как и ее несвоевременное предоставление, может привести к уходу с рынка сразу нескольких авиакомпаний.
Каковы убытки авиаторов в первом полугодии 2018 года из-за роста цен на керосин
Российские авиакомпании из-за роста цен на керосин в первом полугодии 2018 года впервые в истории получили убытки на традиционно прибыльных международных направлениях. Общий убыток отрасли удвоился и достиг 40 млрд руб., так как компании, несмотря на рост расходов, не повышают цены в конкурентной борьбе.