Микрокредиторы и государственная измена

Светлана Самусева о заемном патриотизме

Одним из немногих вопросов работы финансового рынка, которые поднял в ходе послания Федеральному собранию 20 февраля Владимир Путин, стало взыскание долгов. Президент призвал «Банк России и правоохранительные органы навести порядок на рынке микрокредитования, оградить людей от мошенничества и настоящего вымогательства со стороны недобросовестных кредиторов».

Фото: Алексей Фирсов, Коммерсантъ

Действительно, за последний год мы видели не один скандал в сегменте микрофинансов. И хотя явное мошенничество и вымогательство практикуют обычно черные кредиторы, на регулируемом рынке проблем тоже хватает. Разорилась старейшая и казавшаяся устойчивой микрофинансовая организация (МФО) «Домашние деньги», не вернув инвесторам около 10 млрд руб. Гендиректор другой крупной МФО, не имевшей права брать деньги у граждан, собрал существенную сумму под личное поручительство и до сих пор не вернулся с новогодних каникул. И это только самые громкие истории.

Но нельзя не признать, что многие заемщики достойны своих изобретательных кредиторов. У некоторых, например, возврат долгов вступает в противоречие с патриотизмом и любовью к родине.

Так, в начале февраля в Ставрополе должница одной из МФО в апелляционной жалобе указала, что решение суда нижестоящей инстанции о необходимости выплатить задолженность подлежит отмене, поскольку «фактически понуждает ответчика к совершению уголовно наказуемого преступления по ст. 275 УК РФ». Это статья УК о государственной измене, которая подразумевает в том числе «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». В качестве обоснованности своей позиции ответчица представила выписку из ЕГРЮЛ, из которой видно, что учредителем МФО является иностранная компания, зарегистрированная на Кипре. Выходит, возврат денег такой организации, да еще и с процентами, будет являться ее финансированием.

Как должница определила, что данная МФО ведет деятельность, угрожающую безопасности России, неизвестно. Однако это и не имеет особого значения, важно то, что нежелание совершать госизмену в последнее время проявляет все больше заемщиков — и не только в отношении микрокредиторов. И хотя защита безопасности государства — наша ключевая цель, как напомнил Владимир Путин, суды подобные доводы в качестве основания для отказа от уплаты долгов не признают. Во всяком случае пока.

Вся лента