Новый мировой беспорядок
Сергей Строкань — о том, как на смену «управляемому хаосу» пришел хаос управления
Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Главное
Слова раздосадованного президента Путина о том, что руководство США «не замечает, куда движется мир», прозвучавшие в его послании Федеральному собранию, похоже, стали для Москвы не только моментом расставания с большой иллюзией под именем «Дональд Трамп». Ежегодное послание президента, воспринимаемое как обращение к «городу и миру», впервые прозвучало в ситуации, когда мир в самом деле перестал быть таким, каким мы его себе представляли раньше.
Львиная доля критики евроатлантического сообщества, которое у нас называют «коллективным Западом», в послании президента была адресована Америке. Это, казалось бы, должно подтвердить правоту тех российских политиков и экспертов, которые привыкли объяснять существующий в мире разлад столь милой их сердцу теорией «управляемого хаоса» Стивена Манна.
Ее смысл состоит в том, что США моделируют кризисы и конфликты, дестабилизируют ситуацию в разных регионах. И потом, ловко управляя этим хаосом, ловят рыбку в мутной воде.
До последнего времени теория «управляемого хаоса» была для российских «говорящих голов» тем компасом, который безошибочно укажет на главного выгодоприобретателя — США.
Однако эта теория демонстрирует все большую неспособность объяснить нарастающий хаос современного мира.
Что касается локальных кризисов и конфликтов: Афганистана, Сирии, Ирака, Ливии, Йемена, Украины, Венесуэлы, то их выгода для США как минимум не очевидна.
В Афганистане «поверженные» талибы в итоге пришли в себя и теперь уже американцы думают о том, как бы унести ноги.
В Ираке главную выгоду от свержения Саддама Хусейна, которое стоило Америке стольких сил и средств, неожиданно получил Иран — государство, враждебное США.
В Ливии, как и в Йемене, возникло исламистское гуляй-поле, способное наносить удары по американским интересам.
В Сирии режим президента Асада устоял, а главные внешние силы, от которых зависит будущее этой страны — Россия, Иран, Турция, явно не будут отстаивать американские интересы.
Ситуация на Украине больше напоминает неуправляемый хаос, чем управляемый. При этом Киев научился манипулировать своим патроном, пользуясь его конфронтацией с Россией.
А кто победит в битве за Венесуэлу — большой вопрос.
Получается, что на смену привычному однополярному миру — мировому порядку во главе с США — идет новый мировой однополярный беспорядок.
В этой ситуации устаревшая теория «управляемого хаоса» должна уступить теории «хаоса управления».
Хаос управления — это отказ от международных норм и правил игры как на национальном, так и на наднациональном уровнях, нежелание выполнять обязательства перед союзниками и искать общий язык с оппонентами, резкие спонтанные действия, которые рушат привычные схемы и погружают мир в глубокий шок.
Нельзя на признать: мировая политика становится все менее регулируемой и все более непредсказуемой и хаотичной. Международная конференция по безопасности в Мюнхене, где никто никого не слушал, включая ближайших союзников — США и Европу, передала эстафету другим форумам и площадкам.
Судя по всему, на них мы будем обречены и дальше становиться свидетелями одного и того же тягостного зрелища: коллективного когнитивного диссонанса.
Лидером нового мирового беспорядка предстает президент США Дональд Трамп — эдакий глобальный «доктор Хаус».
Господин Трамп все еще свято верит в то, что, моделируя кризисы и конфликты, он будет неизменно получать одну только прибыль, в то время как убытки лягут на плечи других. Но посмотрите: ему все труднее бороться с хаосом управления — серьезным расстройством государственной машины даже в самих Соединенных Штатах.
Последним свидетельством этого служит история с рекордным в истории шатдауном — временной приостановкой работы госучреждений США и продолжающаяся битва между президентом и Конгрессом за «Великую мексиканскую стену».
В результате цель «управления хаосом», возможно, для Америки и сохраняется. Но механизмы ее реализации уже не работают. Или в лучшем случае, работают с большими перебоями.
Так что «управляемый хаос», по большому счету, остается для Дональда Трампа голубой мечтой. А объясняющая его теория становится компасом с залипшей стрелкой, потерявшейся в современной системе координат.