Частные мастера наводят свой порядок на рынке услуг
За счет чего они теснят специализированные компании
50 млрд руб. в год за забитый гвоздь: рынок мелких услуг в России растет рекордными темпами благодаря частным объявлениям в интернете. При этом крупные ремонтные компании проигрывают борьбу умельцам-одиночкам. Почему россияне предпочитают звать на помощь частных мастеров? Выясняла Светлана Белова.
Они мастера на все руки: могут и гвоздь забить, и грядку прополоть, и все по сходной цене. Только на одном Avito зарегистрировано больше 3,5 млн частников, готовых оказывать мелкие услуги, и без работы мало кто остается, утверждает представитель сервиса Андрей Барковский: «Основная выручка концентрируется в пяти основных крупных категориях: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт/перевозки и ремонт авто.
Это более 80% выручки на еще растущем рынке.
Только на Avito за прошедший год количество запросов контактов по объявлениям в разделе услуг увеличилось на 20%, с 75 млн до 90 млн».
Для специализированных компаний по оказанию услуг приход интернет-площадок можно сравнить с появлением Uber на рынке такси. Мастера-частники выигрывают в скорости, гибкости, но главное — в цене, говорит сооснователь компании YouDo Денис Кутергин: «Услуги, которые оказывает компания, пусть она даже небольшая, где всего несколько человек — руководитель, рабочие, диспетчер, прораб — для многих менее выгодны. Во-первых, это увеличивает стоимость бизнеса примерно на 30-50%.
То есть если вы работаете напрямую с исполнителем, скорее всего, его услуги будут стоить на 30-50% дешевле.
Во-вторых, договориться с частником гораздо проще, потому что у компаний есть какие-то свои заказы, процессы, и вы как клиент не сможете сказать, что мне сегодня в час ночи нужно доставить мебель и собрать ее».
Но многомиллиардный рынок — слишком заманчивая цель, чтобы оставлять ее частникам. Так, МТС запустил собственный сервис по ремонту бытовой техники, уборке помещений и прочим услугам. Спустя полтора года проект пришлось закрыть. Оказалось, конкурировать с сотнями тысяч умельцев — слишком дорогое удовольствие даже для телекоммуникационного гиганта, утверждает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин: «Это очень капиталоемкая модель для компании, потому что надо тратить много денег на маркетинг. Ключевым моментом здесь является сетевой эффект, то есть когда сам пользователь, обращаясь в сервис, повышает его стоимость, качество и функционал. Если эффект будет очень мощным, то, соответственно, этот рынок будет развиваться, отодвигая на второй план традиционные плановые компании, которые работают по жесткой иерархии».
Казалось бы, многих клиентов должна смущать квалификация и ответственность мастера-частника, ведь компании-агрегаторы не проверяют исполнителей, а оценку дают сами заказчики. Но этого, как выяснилось, вполне достаточно. «Экономика репутации» диктует правила игры, заставляя частных сервисменов работать честно и усердно: чем выше позиция мастера в рейтинге, тем больше у него заказов.