В капюшоне Burberry разглядели «петлю висельника»
Как такие инциденты влияют на бизнес модных домов
Модный дом Burberry обвинили в пропаганде суицида. Сделала это одна из моделей, участвовавших в показе новой коллекции. Она посчитала дизайн одной из вещей провокационным. Шнурки капюшона на худи были завязаны необычным образом, напоминая петлю висельника. Исполнительный директор Burberry Марко Гобетти был вынужден извиниться за решение модельеров. А также пообещал извлечь уроки из ситуации. Как такие скандалы влияют на бизнес модных домов? Разбирался Александр Рассохин и Анна Пестерева.
Оправдание суда Линча, популяризация подростковых суицидов и даже нанесение психологической травмы. Вряд ли в модном доме Burberry ожидали таких отзывов о своей новой коллекции. Причиной обвинений стала обычная толстовка с капюшоном. Модельеры решили добавить оригинальный элемент и завязали шнурки в районе шеи узлом, напоминающим удавку. Модель Лиз Кеннеди раскритиковала новинку и заявила, что видеть такой креатив ей неприятно, так как один из членов ее семьи покончил с собой. Из-за разгоревшегося скандала директору модного дома Марко Гобетти и создателю коллекции Риккардо Тиши пришлось извиняться и объяснять, что узел был на самом деле корабельным. Модельеры сейчас боятся попасть в подобные скандалы, говорит дизайнер марки Arsenicum by Enton Дмитрий Логинов. Ведь любой нестандартный подход может кого-то оскорбить. «Какие-то действительно хорошие вещи могут быть просто не выпущены в производство.
Настолько велика скорость распространения информации, что теперь все боятся, как бы чего не вышло, как бы чего лишнего не сказать.
Несколько лет назад все было проще. Просто “принцип домино” какой-то», — говорит Логинов.
Пожалуй, все крупные бренды успели обидеть своих покупателей. Nike, например, обвинили в богохульстве. Кто-то из внимательных клиентов разглядел на кроссовках компании, надпись повторяющую арабское начертание слова «Аллах». Модный дом Gucci обвинили в расизме из-за черной водолазки, воротник которой закрывает часть лица. Магазин H&M потерял рекламные контракты со спортсменами и музыкантами из-за постера с темнокожим ребенком, который носит худи с подписью «Крутейшая обезьяна в джунглях». Модные дома нанимают огромный штат маркетологов и PR-менеджеров, чтобы избегать скандалов, рассказывает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс: «Когда это касается чувствительных социальных тем, бренды стремятся как можно скорее извиниться. Многие крупные компании имеют мощнейшие PR-отделы, которые пытаются предотвратить малейшую возможность скандала. Сейчас брендам действительно очень тяжело. Скандальность приводит к тому, что они становятся очень осторожными и нейтральными».
Тем не менее именно скандалы остаются главным двигателем продаж в модной индустрии. Яркое подтверждение тому — прошлогодний показ Gucci, когда модели выходили на подиум с макетами собственных голов в руках. Идея была рискованная, но в итоге принесла бренду хорошую выручку. Эксперименты с поиском нестандартных форматов в мире моды не прекратятся, уверен старший вице-президент Ассоциации высокой моды и прет-а-порте Евгений Ящук. А обвинения оскорбленных клиентов могут даже сыграть брендам на руку. «Это самый простой способ привлечь внимание.
Очень многие отдают себе отчет, что это провокация и сознательно идут на такие эксперименты, чтобы СМИ начали о них говорить.
Это делается, чтобы вызывать интерес и заставить чаще обращать внимание на предложения сезона», — отмечает Ящук.
И все же репутационных рисков здесь не избежать, поэтому, сколько клиентов не придет за покупками в модный дом, можно только гадать. Но самое неприятное для модного бренда, когда его коллекция вовсе остается незамеченной. Так что, возможно, скоро мы услышим о новых обвинениях в адрес известных компаний.
Коллекция Burberry должна поступить в продажу в конце февраля. Но худи все же решили снять с производства, чтобы не провоцировать новую волну недовольства.