Двухколесные инициативы подкатили к бюджету
Петербуржцы подали около 200 заявок на развитие велоинфраструктуры
По программе «Твой бюджет» поступило около 200 заявок, связанных с развитием велоинфраструктуры в Петербурге. Инициативные петербуржцы предлагают построить более 100 новых велодорожек и около 90 парковок и станций велопроката в городе. Большинство предложений касается обустройства веломаршрутов в Петродворцовом, Курортном и Приморском районах, а также между пригородом и Петербургом. Если проекты выберут, то они могут быть реализованы уже в 2020-2021 годах.
Прием заявок по программе "Твой бюджет" завершился в середине февраля. По данным комитета финансов, всего подано более 7,5 тыс. предложений, из них 212 инициатив касается развития велоинфраструктуры. При этом трое петербуржцев предлагают ликвидировать уже существующие велополосы, отмечают в комитете.
Горожане предлагают проложить часть веломаршрутов из пригородов в Петербург: из Петергофа, Стрельны, Ломоносова, Красного Села, округа Лахты-Ольгино, следует из данных "Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга" (ГЦУП). Ряд велодорожек может быть размещен на окраинах Петербурга: вокруг Ржевского лесопарка по проспекту Косыгина, параллельно проспекту Энгельса по улице Есенина, по Шлиссельбургскому проспекту рядом со станцией "Рыбацкое", по проспекту Большевиков и Российскому проспекту со съездом до ТЦ "Мега". Кроме этого, предлагается обустроить маршруты на Васильевском острове (по Наличной улице и по Малому проспекту до набережной Макарова), от Калининского района до Свердловской набережной и по Литейному проспекту.
"Твой бюджет" — это программа инициативного бюджетирования, запущенная правительством Петербурга в 2016 году. Она позволяет жителям участвовать в распределении средств городского бюджета на проекты, которые они считают важными для своих районов. Обычно лидируют предложения, связанные с созданием парков, дорог, организацией социальных мероприятий, досуга.
В ГЦУП напоминают, что с помощью программы "Твой бюджет" была создана велодорожка на Фонтанке (4,5 млн рублей), а также запланирован маршрут на Большом проспекте Васильевского острова (5 млн рублей, построят в 2019 году). В настоящее время общая протяженность велосипедных маршрутов в Петербурге составляет 106,4 км (см. "Ъ" от 20.09.2018).
На 2019 год из городского бюджета зарезервировано 90 млн рублей, которые будут поделены между шестью районами города (отбирают самые активные по количеству заявок). После этого на районном уровне жители-участники проекта голосуют за лучшие предложения и распределяют 15 млн рублей на две-три инициативы, набравшие максимальное количество голосов. По данным на начало февраля 2019 года самыми активными районами в программе были Фрунзенский, Невский, Красногвардейский, Центральный, Василеостровский и Красносельский районы.
По словам заместителя директора ГЦУП Дарьи Табачниковой, в городе живут, по предварительной оценке, около 100 тыс. человек, регулярно пользующихся велосипедами. В 2018 году "Центр транспортного планирования" замерил интенсивность движения на велосипедах по 94 адресам в Петербурге. Наибольшая интенсивность наблюдается на мостах через Неву: например, на Литейном мосту интенсивность движения велосипедистов может достигать двух в минуту, говорят в ГЦУП. "Оценить прирост количества велосипедистов в целом по городу пока сложно, так как подобные комплексные наблюдения в предыдущие годы не проводились",— отмечает госпожа Табачникова. Однако в некоторых местах интенсивность велодвижения фиксировалась в 2017 году и по ним можно оценить динамику, добавляет она. Так, интенсивность велосипедного движения увеличилась более чем в два раза на перекрестках Левашовского и Чкаловского проспектов, улице Профессора Попова и набережной реки Карповки. На набережной реки Фонтанки в 2018 году наблюдается прирост интенсивности на 15-50%, заключает госпожа Табачникова.
Согласно исследованию, проведенному в конце 2018 года комитетом по информатизации и связи (копия есть в распоряжении "Ъ"), доля горожан, готовых при условии развития велосипедной инфраструктуры отказаться от передвижения на личном автомобиле в пользу велосипеда, составляет 36,8%, при этом 41,5% "определенно не готовы" пересесть на велосипед, а 19,1% — "скорее не готовы". Таким образом, даже в случае развития в Петербурге велосипедной инфраструктуры большинство автомобилистов (60,6%) все же предпочтут машину велосипеду. О готовности сменить автомобиль на велосипед заявляет молодежь (55,6% против 38,8% среди горожан в зрелом возрасте и 19,4% среди пенсионеров). Примечательно, что отказаться от личного транспорта готовы люди, пользующиеся машиной только 1-3 раза в неделю (около 45,2% респондентов), и 33,1% жителей, которые ездят на автомобиле 4-7 раз в неделю.