Воронежцы притормаживают выплаты
Региональный рынок ОСАГО подходит к безубыточности
В 2018 году страховые компании начали уменьшать убыточность на рынке ОСАГО Воронежской области. Страховщики объясняют это борьбой с недобросовестными автоюристами, предотвращением мошенничеств и отказом от денежных выплат в пользу ремонта. При этом аварийность на дорогах не снижается, а страховщики в перспективе могут понести дополнительные потери в ходе судебных разбирательств по результатам ремонта, полагают эксперты.
В распоряжении „Ъ“ оказалось исследование «Росгосстраха», основанное на данных ЦБ и посвященное страховому рынку Воронежской области. Согласно ему к концу 2017 года объем страховых сборов по ОСАГО в регионе составил 2,61 млрд руб., выплат — 2,65 млрд руб. По данным ЦБ, за январь-сентябрь 2018 года объем премий достиг 1,97 млрд руб., выплат — 1,35 млрд руб. (более поздние показатели будут раскрыты регулятором позже).
На протяжении 2018 года лидером воронежского рынка по объему сборов оставалось «АльфаСтрахование»: на эту компанию приходится треть суммы региональных премий. При этом выплаты компании весьма невелики, в результате чего «АльфаСтрахование» демонстрирует хорошие финансовые результаты на местном рынке. По итогам 2018 года объем сборов компании в Воронежской области составил 1,11 млрд руб. при выплатах около 282 млн руб. (годом ранее — 205 млн и 79 млн руб. соответственно), рассказали вчера „Ъ“ в компании. «Рост сборов связан с высоким спросом на электронные договоры ОСАГО в Воронежской области», — сказал „Ъ“ руководитель управления методологии обязательных видов страхования Денис Макаров.
Оставшаяся часть воронежского рынка не имеет явных лидеров. По итогам первой половины 2018 года около 8% рынка ОСАГО занимали СОГАЗ, «Ингосстрах» и ВСК, более 7% — НАСКО, 6% — «АСКО-Страхование», 5–6% — МАКС, «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия», около 3% — воронежская «Страховая бизнес группа» (на долю остальных суммарно приходится около 9%). Однако убыточность этих компаний значительно разнится. По итогам полугодия превышение выплат над сборами констатируют в «Росгосстрахе» (более чем вдвое, крупнейшие выплаты в регионе), МАКСе, «Ингосстрахе» и ВСК. Именно они формируют большую часть выплат автовладельцам в Воронежской области. У «Страховой бизнес группы» оба показателя примерно равны, а у СОГАЗа, «РЕСО-Гарантии», «АСКО-Страхования», «АльфаСтрахования», «Согласия» и суммарно остальных страховщиков премии превышают выплаты.
Впрочем, по итогам всего 2018 года прибыль получили не все компании, которые по результатам полугодия демонстрировали превышение сборов над выплатами.
Например, у «РЕСО-Гарантии» сборы уменьшились с 208 млн руб. в 2017 году до 113 млн руб., а выплаты — лишь со 155 млн до 143 млн руб, сказали вчера „Ъ“ в компании. Рынок ОСАГО не имеет значительной рентабельности, но в целом его убыточность снижается, подтверждает директор воронежского филиала «Росгосстраха» Евгений Тютин. По его словам, еще в 2016 году из 400 млн руб. убытков филиала большая часть приходилась именно на ОСАГО, однако ужесточение правовой позиции в отношении недобросовестных автоюристов позволило переломить ситуацию. «При этом количество людей, не покупающих полис, выросло», — отметил господин Тютин.
МАКС, по итогам первой половины 2018-го снизивший долю на воронежском рынке почти вдвое — до 5,8%, за весь прошлый год уменьшал объем выплат быстрее, чем премий. В 2017 году компания собрала более 250,8 млн руб., в 2018-м — почти 131 млн руб. Выплаты за те же периоды составили соответственно 468 млн и 190 млн руб. «Введенная законом в апреле 2017 года натуральная выплата по ОСАГО (ремонт на станции техобслуживания) позволила сократить количество обращений в суд клиентов, которых не устраивала сумма выплаты и которые теперь получают отремонтированный автомобиль, — сказала „Ъ“ первый замруководителя дирекции региональной политики компании Евгения Аболымова. — Также сокращение выплат связано с тем, что наша СК, как и другие страховщики, совместно с правоохранителями стала принимать эффективные меры для предотвращения мошенничества. Компания отказалась от сотрудничества с некоторыми недобросовестными агентами на территории области, сократив объем собранной премии, но очистив портфель от мошенников. Также каждый год увеличивается число автовладельцев, имеющих скидку на ОСАГО, растет практика применения скидки по коэффициенту бонус-малус (КБМ)».
По итогам 2018 года КБМ менее 1 имеют 79,75% водителей РФ (34,9 млн автовладельцев), следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Это чуть больше, чем в 2017 году, отмечал президент РСА Игорь Юргенс. В 2018 году скидку 20% и более получили примерно половина всех водителей РФ — 20,1 млн (годом ранее — 16,6 млн). Начало реформы расчета бонуса-малуса запланировано на 1 апреля: он будет устанавливаться раз в год и будет един для каждого водителя. «Мы видим, что скидка по КБМ накапливается, и это позволяет автовладельцам платить за ОСАГО все меньше и меньше. Мы полагаем, эта тенденция сохранится и в 2019 году, — цитирует господина Юргенса РСА. — Девятого января вступило в силу указание Банка России, расширяющее тарифный коридор по ОСАГО на 20% вверх и вниз. Это усилило конкуренцию между страховщиками, и уже сейчас мы видим, что тарифы на обязательную “автогражданку” стали несколько снижаться. Накапливающаяся скидка усилит этот тренд».
Владелец воронежской транспортной компании «Автолайн» Дмитрий Крутских отмечает, что уменьшения числа аварий в Воронежской области не происходит. Но эксперт подтверждает, что страховщики сокращают дополнительные расходы благодаря уменьшению числа недобросовестных автоюристов и переходу от денежных выплат к ремонту: «После получения денег собственники ремонтировали автомобили за фактически меньшие средства. Теперь же им платят столько, сколько необходимо для ремонта». При этом у автомобилистов не возникает проблем с получением выплат по ОСАГО, констатирует господин Крутских. Собеседник „Ъ“, неоднократно представлявший интересы автомобилистов в судах, подчеркивает, что под видом автоюристов ранее зачастую действовали лица, даже не имеющие юридического образования: «Использовалась шаблонная схема». По его словам, теперь дополнительные убытки страховщики могут понести после начала массовых исков о некачественном ремонте, выполненном по направлению страховых компаний.