Бизнес сможет пожаловаться через платформу
Поможет ли подобный механизм решить проблемы надзора
Созданием платформы для жалоб бизнеса на давление займется участник спора с Baring Vostok — Артем Аветисян. Он совместно с Минэкономразвития разработает цифровую площадку, где любой предприниматель может указать на противоправные действия, сообщает РБК. Правда, сервис будет принимать только два типа жалоб: по поводу системных проблем и трудностей, связанных с контрольно-надзорной деятельностью.
О создании такого проекта в среду говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. По его мнению, это должно снизить давление на предпринимателей.
Владимир Путин, президент России
«Предприниматели смогут не только сделать публичной информацию о давлении на бизнес, но главное — добиться рассмотрения вопроса по существу. И вы знаете, здесь обращаюсь к руководителям правоохранительных органов, не нужно этого пугаться. Это подспорье как раз для руководства этих органов с тем, чтобы руководящий состав на самом верхнем уровне оперативно, по-современному, объективно получал всю необходимую информацию для принятия соответствующих решений. И уже к концу года такая платформа должна начать действовать хотя бы в пилотном режиме».
Президент поручил правоохранительным органам разработать алгоритм, по которому они будут реагировать на сообщения предпринимателей. А что думают сами бизнесмены о новом проекте? Платформа для жалоб будет пользоваться спросом у предпринимателей, уверен глава инвестиционной группы Lighthouse, бывший владелец сети супермаркетов «Виктория» Николай Власенко. Но для этого нужно, чтобы обращения рассматривала специальная комиссия. «Все зависит от того, куда потом все это будет направляться, и кто будет отвечать за контроль за этими жалобами. Не очень эффективно получается, потому что те же административные органы, на которые жалуются, не спешат устранять недостатки. Чтобы не получилось, знаете, как в советские времена было: один магазин решил сделать универсальную электронную жалобную книгу, сделал что-то наподобие ящика с лампочкой, ты мог подойти туда, высказать жалобу, какая у тебя есть, нажав кнопку, и, соответственно, потом довольный уходил из магазина. И потом, когда какой-то наблюдатель решил посмотреть, что в этом ящике, там оказалась просто лампочка с батарейкой», — рассказал Власенко.
Гендиректор логистической компании DPD Николай Войнов добавляет, что уже сейчас есть достаточно инструментов, чтобы оставить жалобу на инспектора. И они работают, поэтому в новом сервисе нет нужды, считает эксперт: «Как это будет работать, непонятно. В принципе, и сейчас достаточно механизмов для того, чтобы этот вопрос решать. Приходит, например, проверяющий, и если он себя ведет как-то не по правилам, есть куда направить отзывы о нем. И так все работает, мне кажется. По закону, по-моему, в течение 30 дней отвечают. Допустим, конкретный инспектор пришел проверять, над ним есть определенная иерархия людей, которые отвечают за то, чтобы все происходило по закону.
Когда людям напоминаешь, как работает закон, они обычно соглашаются».
Проект, по предварительным подсчетам, обойдется в 100 млн руб. Источник финансирования пока не определен.