Отверженцы «Исламского государства»
Нижегородских мигрантов приговорили к 19 годам строгого режима
Московский окружной военный суд приговорил троих уроженцев Узбекистана в общей сложности к 19 годам колонии строгого режима за подготовку к участию в запрещенном в России «Исламском государстве». Дилшодбеку Юлдошову, Азаматжону Уринову и Адисхуну Хусанову вменили создание террористической ячейки под Нижним Новгородом и призывы поддержать халифат, которые осужденные записывали на мобильные телефоны. По словам подсудимых и адвокатов, клятву верности главе ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади на фоне черного флага они дали за деньги, предложенные информатором ФСБ по имени Улукбек со связями в Турции и Сирии. Уголовное дело на него спецслужбы заводить не стали, позволив уехать в Узбекистан.
Уроженцев Узбекистана Дилшодбека Юлдошова, Азаматжона Уринова и Адисхуна Хусанова сотрудники ФСБ задержали в июне 2018 года по подозрению в создании ячейки запрещенного в России «Исламского государства» в городе Бор под Нижним Новгородом. В доме на улице Маяковского с оружием в руках на фоне черного флага запрещенного в России «Исламского государства» они присягали на верность лидеру террористического сообщества Абу Бакр аль-Багдади с призывами сражаться за халифат в Сирии. Все это было записано на камеру мобильного телефона. По материалам уголовного дела, в квартире, арендованной приятелем осужденных по имени Улукбек, двое таксистов и строитель говорили о религии, войне и халифате, перспективах поездки в Сирию, готовились помогать раненными на войне «братьев и сестер», которым нужны медикаменты. Своим эмиром они выбрали Азаматжона Уринова, родственника второго фигуранта уголовного дела Адисхуна Хусанова, которому Дилшодбек Юлдошов приходился приятелем. Тем временем Улукбек фиксировал все происходящее на диктофон и камеру, чтобы обратиться в спецслужбы.
После задержания с пакетом на голове Азаматжона Уринова, а позже и остальных, доставили в управление ФСБ по Нижегородской области. Как утверждали в суде обвиняемые, там из них выбили признательные показания об участии в террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Однако справка о побоях после осмотра в СИЗО оказалась только у Азаматжона Уринова, а допрошенный свидетелем руководитель следственной группы Сергей Сосунов сообщил, что никаких мер воздействия к задержанным не применяли, и они сами сознались во всем. Позже фигуранты уголовного дела отказались давать показания до суда, на котором отрицали свою вину. По их словам, произносить клятвы верности ИГ их несколько дней упрашивал Улукбек, рассказывая о своих связях с террористами в Турции и Сирии, а они отказывались. В итоге Улукбек предложил им повторить за ним байат (присягу эмиру — “Ъ-Приволжье”) на камеру под другими именами за деньги, пообещав по 20 тыс. руб. каждому. Для этого он принес в квартиру флаг «Исламского государства», а гостей попросил прихватить пневматические пистолеты Макарова, муляж автомата Калашникова и нож, которые таксисты возили на всякий случай и часто фотографировались с ними в машине. Вскоре видеозаписи оказались у сотрудников ФСБ, деньги получили не все обвиняемые, а Улукбек раскаялся, избежал уголовного преследования и отправился на родину в Узбекистан, откуда его допрашивали по видеоконференции как секретного свидетеля. Он заявил, что никаких денег никому не предлагал, и террористическую ячейку они организовали в его квартире сами.
Своей вины подсудимые не признавали. Кроме заявлений о полученных силой показаниях они сообщили, что не понимали суть терроризма и не интересовались «Исламским государством». Черный флаг они воспринимали как знамя пророка Мохаммеда. По словам подсудимого Уринова, он лишь иногда читал молитвы и не воспринимал произнесенный на узбекском языке байат как клятву лидеру ИГ. Дилшодбек Юлдошов настаивал, что приходил общаться, пить пиво и играть в телефоне, а о запрещенной организации узнал лишь на следствии. Адисхун Хусанов назвал произошедшее провокацией спецслужб и заявил, что собирался на родину, но Улукбек его отговорил. Когда обвинение запросило подсудимым по 16 лет строгого режима, все трое плакали и умоляли не наказывать их и депортировать в Узбекистан. При этом в ходе обысков у них нашли пневматику, ножи, разные мобильные телефоны и несколько сотен сим-карт, которые, как они рассказали, принадлежали их бывшим сожителям, якобы работавшими промоутерами сотовых операторов. Найденный при обысках флаг ИГИЛ, сообщили подсудимые, принадлежит Улукбеку, который, по их словам, назвал полотно подарком ему друзей из Дагестана. Никаких террористических актов они не планировали, а огнестрельного, холодного оружия или взрывчатки у них не нашли.
Защитники подсудимых пыталась убедить суд в нестыковках уголовного дела и процессуальных нарушениях. Как сообщила адвокат Юлия Мичурина, понятыми после задержания ее подзащитного Дилшодбека Юлдошова стали работавшие в управлении ФСБ солдаты-срочники, а затем сотрудники ФСИН. Видеозаписи, на которых Улукбек объясняет происхождение флага, суд исследовал как письменные доказательства без просмотра в зале заседаний. Адвокат Шухрат Хамракулов обратил внимание, что показания его подзащитного Азаматжона Уринова получены силой, и по этому поводу родственники подсудимого обращались с заявлением в прокуратуру, но итогов проверки пока нет. Защитники подчеркнули, что не исследована личность Улукбека, якобы имевшего связи с террористами: вместо того, чтобы привлечь его к уголовному делу, сотрудники ФСБ отпустили его на родину. Адвокаты не исключали, что за именем Улукбек может стоять информатор чекистов Абдурафик Артиков, ранее давший показания по другим террористическим делам против мигрантов. Однако, по сведениям “Ъ-Приволжье”, подсудимые не опознали его как Улукбека.
В итоге суд переквалифицировал и смягчил статью обвинения на «приготовление к участию в террористической организации». Дилшодбек Юлдошов и Азаматжон Уринов получили по шесть лет колонии строго режима, Адисхуну Хусанову назначили семь лет вместо 16 лет каждому. После консультаций с родственниками осужденных защита планирует обжаловать приговор.