Рай под названием "Риц"

Отели мира

Парижский отель "Риц" (Ritz Paris) на Вандомской площади можно назвать чуть ли самым знаменитым в мире. И дело не только в том, что отель стал первым самым успешным проектом Сезара Рица, благодаря которому выходец из Швейцарии обрел европейскую известность как владелец процветающего гостиничного бизнеса. История парижского "Рица", как никакая другая, связана с историями жизни своих великих постояльцев — людей с мировой славой.

Елена Федотова

В прошлом году отелю исполнилось 120 лет. Сегодня им владеет египетский миллиардер Мохаммад аль-Файед, он приобрел "Риц" в 1979 году. С 2012 по 2016 год на масштабную реновацию было потрачено больше €400 млн. Главным архитектором проекта стал Дидье Ботам, дизайном интерьеров занимался известный архитектор и дизайнер Тьерри Деспон.

За фасадом, с его неброской элегантностью, присущей истинному благородству и аристократизму, скрывается целая вселенная. Кажется, что отель бесконечно велик. Роскошные галереи, устланные узорчатыми коврами, мраморные лестницы с кованым кружевом решеток, гостиные с гобеленами и старинной живописью, детали дворцовой обстановки — отель состоит из нескольких зданий, уходящих в глубину 1500-метрового партерного сада с фонтаном и розами. Сегодня в отеле 71 номер и 71 сьют (вместо прежних 159 номеров), включая 15 уникальных категории Prestige. Уникальных, потому что эти апартаменты великих личностей — гостей отеля, хранят особенности исторической обстановки, естественно соединяясь с гостиничными технологиями XXI века. Сьюты "Марсель Пруст", "Шопен", "Чарли Чаплин", "Мария Каллас", "Скотт Фицджеральд", "Эрнест Хемингуэй", "Коко Шанель"... К этой же категории относятся и номера, воплощающие дух Парижа, атмосферу города: "Вандом", "Опера", "Мансарда"...

"Когда я задумываюсь о жизни в раю, воображение всегда переносит меня в парижский Ritz",— писал Эрнест Хемингуэй. Впервые писатель остановился здесь в начале 1920-х, история отеля сохранила и другое свидетельство:. "В 1944 году во время высадки союзников в Нормандии Хемингуэй, будучи военным корреспондентом, добился разрешения участвовать в военных операциях и возглавил группу из 200 французских партизан. Войдя в Париж, он отправился "освобождать погреба отеля Ritz". Немцев в отеле уже не было... Управляющий отеля сделал невозможное: во времена оккупации он сохранил в полной неприкосновенности знаменитые винные подвалы отеля". Сегодня в отеле работает бар Hemingway — его украшают фотографии писателя, а посетителям предлагают любимые им сорта солодового виски.

"В отеле "Риц" на вас никто не давит",— сказал однажды Марсель Пруст. Это справедливо и сегодня. Здесь работает 650 человек — удивительно, как большинство из них умудряются быть незаметными, но в этом и состоит один из секретов настоящей индустрии гостеприимства. Память о писателе хранит его роскошный номер, который решено было сохранить в первозданном виде — здесь с точностью воспроизведена обстановка с богатой библиотекой, сувенирами и старинной мебелью. После реновации отеля открылся салон "Пруст", где подают пятичасовой чай. Над камином, единственным действующим в отелях Парижа,— портрет писателя, слева — копия кресла, в котором он любил сидеть у огня. А в банкетном зале на первом этаже отеля Марсель Пруст праздновал получение Гонкуровской премии по литературе, еще раньше он присутствовал на церемонии торжественного открытия Рица в 1898 году. Сезар Риц открыл отель в здании, перестроенном архитектором Шарлем Меве. Кстати, отель стал первым в мире, где в каждом номере была установлена ванна. "Это должен быть самый элегантный и самый современный отель в Париже. Я хочу, чтобы в нем было чисто, комфортно и красиво",— такую задачу ставил перед архитектором Сезар Риц. Первая ванна была установлена в номере принца Уэльского накануне его визита. Интересно также, что до сих пор цвет постельного белья в "Рице" — не белый, а нежно-персиковый. Это чтобы выгодно оттенять цвет женской кожи — такие вот изыски. На наволочке вышиваются инициалы гостя — эти помеченные гладью постельные принадлежности хранятся в специальном архиве до следующего визита.

Конечно, "Риц" неотделим и от имени Габриэль Шанель. Великая мадемуазель прожила здесь 34 года, до конца своих дней, и с ней связана целая эпоха в жизни отеля и Парижа. В сьюте "Коко Шанель", дизайном которого занимался модный дом Chanel, сохранены ее вещи: редкие фотографии, лакированные ширмы, украшенные позолотой зеркала, перламутровый комод... На стенах в коридоре и в гостиной — рисунки Карла Лагерфельда.

Отдельная впечатляющая история — рестораны "Рица". В отеле пять ресторанов и баров, включая ресторан высокой французской кухни L'Espadon под руководством мишленовского шеф-повара Николя Саля, легендарный Bar Hemingway под руководством знаменитого бармена Колина Филда, историческую гостиную Salon Proust, где проводятся чайные церемонии a la francaise, элегантный Ritz Bar в духе парижского бистро и Bar Vendome в стиле французской брассери. Ресторан L'Esapdon (в переводе — "рыба-меч") появился в 1956 году по инициативе заядлого рыболова Шарля Рица, сына Сезара Рица. Нынешний владелец отеля Мохаммед Аль-Фаи?ед трижды переделывал интерьер ресторана. В итоге зал был украшен восемью зеркалами, как в знаменитой галерее Версаля, освещает нарядное пространство пятиуровневая люстра XIX века работы бирмингемскои? мануфактуры F. & C. Osler, приобретенная на аукционе Christie's. Символ L'Espadon — деревянная скульптура рыбы-меча — также был отреставрирована в Лондоне и вновь помещена на свое место. Летом можно посидеть под открытым небом — стеклянный потолок ресторана Les Jardins de L'Espadon опускается, открывая взору небо и зелень деревьев внутреннего сада. Есть в отеле и своя кулинарная школа Ecole Ritz Escoffier, названная в честь первого шеф-повара отеля, одного из лучших профессионалов своего времени и близкого друга Сезара Рица — Огюста Эскофье. Она славится далеко за пределами Франции.

Гордость отеля — так называемое бьюти-пространство Chanel au Ritz Paris. В процедурах по уходу за кожей используются продукты легендарного бренда, названные в память о своей создательнице — и только для "Рица".

Вся лента