«Мои рекорды тоже не вечны, их обязательно кто-нибудь побьет»
Роджер Федерер о себе и последних событиях в теннисе
В Дубае стартовал Dubai Duty Free Tennis Championships — турнир Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP) категории «500» с призовым фондом $2,9 млн. Перед стартом этого состязания его семикратный чемпион, экс первая ракетка мира Роджер Федерер рассказал о своих ближайших ожиданиях, прокомментировал последние достижения Новака Джоковича и оценил перспективы Карена Хачанова и Даниила Медведева. Среди журналистов ведущих мировых изданий, встретившихся со знаменитым швейцарцем в неформальной обстановке, был корреспондент “Ъ” Евгений Федяков.
— Роджер, вы находитесь всего в одном шаге от того, чтобы выиграть свой сотый титул. Здесь, в Дубае, вы побеждали семь раз, и вроде бы наступил подходящий момент для того, чтобы отпраздновать юбилей. В какой степени это занимает ваши мысли?
— О моих 99 титулах говорят уже несколько месяцев, с тех пор как в октябре мне удалось победить в Базеле. Так что ничего нового тут нет. Успехи, которых я добивался в Дубае, безусловно, придают мне уверенности, хотя корты здесь стали гораздо медленнее, чем раньше, когда скорость полета мяча была выше, розыгрыши порой проходили в один-два удара, и многое зависело даже не от мастерства, а от элементарной реакции. К тому же состав участников здесь очень сильный, а я после Открытого чемпионата Австралии не играл на протяжении нескольких недель.
— В мировом рейтинге сейчас с большим отрывом лидирует Новак Джокович. Этого можно было ожидать год назад, когда он выбыл сначала из первой десятки, а затем и из двадцатки?
— То, что Новак, начиная с прошлогоднего Wimbledon, выиграет три турнира Большого шлема, лично я, прямо cкажу, не ожидал. Однако когда такие большие мастера, как он, готовы на сто процентов, может происходить что угодно. В прошлом году в этот период времени Новак после операции на локте явно находился не в лучшем состоянии, но потом постепенно набрал форму. А победа над Рафой Надалем в эпическом полуфинале Wimbledon добавила ему уверенности. С тех пор на турнирах Большого шлема он выглядит превосходно.
— Если Джокович победит на Roland Garros, то выиграет четвертый мейджор подряд, как однажды ему уже удавалось. Насколько высоко вы оцениваете подобный результат?
— Это будет впечатляюще. Мне кажется, ничего круче просто не может быть. В то же время не секрет, что сейчас подобные вещи делать несколько легче, чем раньше, когда теннис на очень быстрой траве и экстремально медленном грунте отличался гораздо сильнее. Поймите меня правильно, это касается не только Новака, но и нас с Рафой, выигрывавших по три мейджора подряд. В наше время покрытия гораздо ближе друг к другу по игровым характеристикам, чем во времена Бьорна Борга, которому удавалось несколько раз сначала побеждать на Roland Garros, а затем на Wimbledon.
— У вас сейчас 20 побед на турнирах Большого шлема, в то время как у Надаля — 17, а у Джоковича после недавней победы в Австралии — 15. Они угрожают вашему рекорду?
— Конечно, и уже давно. Просто в последнее время об этом стали больше говорить. Но тут я снова вынужден вернуться к теме покрытий, приблизившихся друг к другу по своим характеристикам. Возможно, это помогло мне в свое время побить рекорд Пита Сампраса (после победы на Australian Open в 2010 году у Федерера стало 15 побед на турнирах Большого шлема, а у американца их было 14.— “Ъ”). Мои рекорды тоже не вечны, их обязательно кто-нибудь побьет. Во многом это вопрос мотивации. Во всяком случае, я желаю Рафе, Новаку и всем остальным добиться всего того, к чему они стремятся. Хотя надеюсь, и в моем баке еще есть топливо.
— После того как вы проиграли Стефаносу Циципасу в четвертом круге Australian Open, стало известно о вашем решении впервые с 2016 года сыграть несколько турниров на грунте. Некоторые ваши болельщики с тревогой заговорили о том, что, возможно, вы начинаете прощальный тур. Готовы их обнадежить?
— Конечно! Это не так. Просто я спросил себя, хочу ли я выступить на грунте, и ответ был положительным. Этому не мешают ни мои семейные дела, ни график работы моей команды. Физически тоже чувствую себя готовым. Да, я полностью отсутствовал на грунте два года, а три года назад из-за травмы пропустил Roland Garros. Две весны подряд получал удовольствие от общения с семьей, просто поддерживая форму. Но люди, которые работают со мной, понимали, что когда-нибудь я вернусь на грунт. Наверное, будет непросто, но попробую двигаться шаг за шагом. Думаю, что сейчас мой организм готов. В нынешнем сезоне грунтовые турниры хорошо вписываются в мой календарь, поэтому я решил не брать паузу и попробовать отыграть некоторые из них. Что касается общего количества турниров, которые я проведу в этом году, то оно может меняться в ту или иную сторону. В решении этого вопроса вполне реально проявлять гибкость в зависимости от того, насколько успешно мне удастся выступать.
— Недавно сборная России при вашем отсутствии обыграла команду Швейцарии в Кубке Дэвиса. Главный вклад в победу внесли Карен Хачанов и Даниил Медведев, с которыми вы встречались на турнирах ATP. Какое впечатление они производят на вас?
— Мы достаточно часто общаемся на турнирах. Оба относятся к тем парням, с которыми мне приятно тренироваться. Прежде всего, отмечу, что в последнее время и тот, и другой добились значительного прогресса. Этого невозможно не замечать. В данном случае имею в виду именно результаты, поскольку их теннис и раньше был на достаточно высоком уровне. Медведев заявил о себе немного позже, и я все-таки знаю его недостаточно хорошо, чтобы делать какие-то серьезные выводы. Но судя по тому, что я видел, он в полном порядке. Еще во второй половины прошлого сезона он выдал серию высоких результатов и сейчас продолжает выступать стабильно. А по тому, насколько точно Даниил выбирает те или иные удары в нужные моменты, можно сделать вывод о том, что он достаточно уверен в себе.
— Возможно, Хачанова вы знаете немного лучше? Все-таки разминались с ним на итоговом турнире в Лондоне.
— У Карена сейчас не самый простой период. Но, послушайте, у него есть достаточно времени, чтобы исправить ситуацию. Ведь 1000 рейтинговых очков, которые он получил за победу в Париже в прошлом году, сгорят только в конце сезона. Главное, что Хачанов, как, впрочем, и Медведев, привлекли к себе большое внимание. Ведь люди говорят о тех, кто доводит турниры до победного конца. Уж поверьте мне, что в нашем деле именно это самое сложное.
— Как высоко вы оцениваете перспективы Хачанова и Медведева?
— Давайте наберемся терпения. Во всяком случае, этим парням многое по плечу. Я очень рад, что в России подросли такие классные молодые ребята. Для тура это очень важно.
— В настоящее время обострились разногласия между Международной федерацией тенниса (ITF) и ATP по вопросу проведения командных соревнований — Кубка Дэвиса и ATP Cup, которые пройдут в ноябре этого года и январе следующего. Что вы думаете по этому поводу, будучи основателем третьего, особенного с точки зрения регламента командного турнира — Laver Cup, в котором соперничают сборные Европы и остального мира?
— На эту тему можно рассуждать долго. То, что у каждой из этих организаций есть свои интересы, вполне логично. Иногда они совпадают, иногда нет. Я всегда выступаю за диалог. Хотя все мы понимаем, что, когда двое достигают согласия по какому-то вопросу, они не обязаны после этого вместе проводить отпуск. Я далеко не уверен в том, что отношения между ITF и ATP так уж плохи. Давайте немного подождем. Рано или поздно наверняка будут приняты те или иные решения. Возможно, кто-то с ними не согласится, но я уверен, что теннис находится в хороших руках. У нас есть яркие звезды, интересные турниры, на которые собирается большое количество болельщиков. Возможно, я пристрастен, но процессы, которые сейчас происходят в теннисе, оцениваю позитивно.
Турнир ATP категории «500» в Дубае
Призовой фонд — $2,9 млн
Первый круг. Николоз Басилашвили (Грузия)—Карен Хачанов (Россия, 4) 6:4, 6:1. Ян-Леннард Штруфф (Германия)—Милош Раонич (Канада, 7) 6:4, 5:7, 6:4. Роджер Федерер (Швейцария, 2)—Филипп Кольшрайбер (Германия) 6:4, 3:6, 6:1.
Теннисные рейтинги
Рейтинг WTA
1 (1). Наоми Осака (Япония) — 6871 очко. 2 (2). Симона Халеп (Румыния) — 5727. 3 (4). Петра Квитова (Чехия) — 5605. 4 (3). Слоан Стивенс (США) — 5307. 5 (5). Каролина Плишкова (Чехия) — 5145. 6 (6). Элина Свитолина (Украина) — 4900. 7 (8). Кики Бертенс (Нидерланды) — 4885. 8 (7). Анжелик Кербер (Германия) — 4880. 9 (9). Арина Соболенко (Белоруссия) — 3565. 10 (10). Серена Уильямс (США) — 3406. 11 (11). Анастасия Севастова (Латвия) — 3325. 12 (12). Эшли Барти (Австралия) — 3285. 13 (14). Каролина Возняцки (Дания) — 3117. 14 (13). Дарья Касаткина (Россия) — 2985. 15 (15). Юлия Гёргес (Германия) — 2780. 16 (16). Элизе Мертенс (Бельгия) — 2745. 17 (17). Мэдисон Кис (США) — 2726. 18 (18). Ван Цян (Китай) — 2580. 19 (20). Каролин Гарсия (Франция) — 2460. 20 (19). Гарбинье Мугуруса (Испания) — 2430… 29 (27). Мария Шарапова — 1716... 32 (32). Анастасия Павлюченкова — 1565... 59 (64). Екатерина Александрова — 964... 70 (71). Евгения Родина — 821... 72 (87). Анастасия Потапова — 799... 75 (75). Маргарита Гаспарян — 757... 77 (70). Екатерина Макарова — 751. 81 (77). Вера Звонарева — 746. 100 (96). Вероника Кудерметова (все — Россия) — 609.
Рейтинг ATP
1 (1). Новак Джокович (Сербия) — 10 955 очков. 2 (2). Рафаэль Надаль (Испания) — 8320. 3 (3). Александр Зверев (Германия) — 6475. 4 (4). Хуан Мартин дель Потро (Аргентина) — 5085. 5 (5). Кевин Андерсон (ЮАР) — 4595. 6 (6). Кеи Нисикори (Япония) — 4190. 7 (7). Роджер Федерер (Швейцария) — 4100. 8 (8). Доминик Тим (Австрия) — 3800. 9 (9). Джон Иснер (США) — 3270. 10 (10). Марин Чилич (Хорватия) — 3095. 11 (12). Стефанос Циципас (Греция) — 2965. 12 (11). Карен Хачанов (Россия) — 2675. 13 (13). Борна Чорич (Хорватия) — 2605. 14 (14). Милош Раонич (Канада) — 2275. 15 (15). Даниил Медведев (Россия) — 2230. 16 (17). Марко Чеккинато — 2091. 17 (16). Фабио Фоньини (оба — Италия) — 2090. 18 (18). Роберто Баутиста (Испания) — 1955. 19 (20). Николоз Басилашвили (Грузия) — 1820. 20 (22). Пабло Карреньо Буста (Испания) — 1705.
В скобках — позиция в предыдущей версии рейтинга.