В полном кардинальском разоблачении

Найдет ли Ватикан управу на педофилов

Обвинительный приговор кардиналу Пеллу смазал очистительный эффект от епископальной конференции по борьбе с педофилией, которую Ватикан закрыл на прошлой неделе. Вместо того чтобы обсуждать, как папа борется с педофилами, мир тревожится: а способна ли католическая церковь защитить детей от надругательств преступных священников?

Кардинал Пелл у входа в здание суда Мельбурна, где его объявят виновным в педофилии

Фото: EPA-EFE / Vostock Photo

Елена Пушкарская, Ватикан

Еще не утихли страсти, разбуженные саммитом по педофилии (Ватикан называет его «конференцией по защите прав несовершеннолетних в церкви»), как из австралийского Мельбурна пришло оглушительное известие: местный суд признал виновным в растлении малолетних своего бывшего архиепископа, а ныне кардинала Джорджа Пелла. Ключевая деталь: в ватиканской табели о рангах кардинал Пелл — по сути, министр финансов — занимал третье место.

Что известно о кардинале Джордже Пелле

Смотреть

Прецедент не просто страшный — чудовищный. И дело не только в смазанном эффекте от саморазоблачительной конференции, с помощью которой созвавший ее понтифик, как полагают, хотел дать понять, что церковь «работает над ошибками». Дело в статусе обвиняемого: никогда еще столь высокопоставленный иерарх католической церкви не обвинялся в преступлении, которое действующий понтифик буквально на днях заклеймил как «орудие сатаны». Чтобы понять, чем грозит этот небывалый скандал католической церкви, а также какие механизмы его раскрутили так, чтобы подать «на горячее», «Огонек» постарался продраться сквозь завесы недомолвок и грифы секретности.

Из Австралии с приговором

Вот уже полтора года как префект департамента экономики Святого престола кардинал Джордж Пелл (в миру его принято называть министром финансов) занимался вовсе не экономикой. С июля 2017-го он и находился не в Ватикане, а в Мельбурне, суд которого 16 июня 2017 года предъявил ему обвинение в педофилии, а в минувший вторник (26 февраля) огласил вердикт: виновен. Пока это все детали, о которых сообщено официально: в соответствии с австралийским законодательством сам текст приговора, а также информация о наказании будут обнародованы 13 марта. Тем не менее ясно: 78-летнего кардинала ждет, несомненно, тюремный срок и он будет немалым — по некоторым прогнозам, до 50 лет заключения. Под стражу, впрочем, иерарх уже помещен.

Больше того, в затворничестве бывший архиепископ четырехмиллионного Мельбурна (это второй по величине город Австралии, столица штата Виктория) провел все полтора года, что местный суд вел расследование. Стоило ему показаться на улицах города, как вслед плевали. Думаю, что среди зафиксированных телехроникой комментариев выпущенные после редактуры в эфир «Чудовище» и «Твое место в аду» были не самыми крепкими.

За это время пресса выяснила: Пелл признан виновным в растлении двух подростков (12 и 14 лет), инкриминируемый акт сексуального насилия имел место в 1990-е, когда он был архиепископом Мельбурна, а мальчики пели в хоре кафедрального собора Святого Патрика, причем случилось это после утренней мессы в сакристии собора (так в католических храмах называют помещение, где хранятся принадлежности культа и совершается облачение священнослужителей). Есть и другие подробности, но их лучше опустить, сведя к резюме: даже адвокат Пелла признал акт проникновения.

Имена жертв по понятным причинам не названы, но один из потерпевших в 2014 году погиб от передозировки наркотиков, пристрастие к которым семья связывает с пережитой травмой. Про другого сообщается, что «чувство вины, одиночества и депрессии он не изжил до сих пор».

Сам Пелл, впрочем, виновным себя не признал и намерен доказать это на апелляции. Дата нового процесса пока не названа, но известно: кардинал предстанет не перед жюри присяжных, как было на первом процессе, а перед тремя судьями.

Важная деталь: дело кардинала Пелла — лишь часть масштабного расследования случаев сексуального насилия над несовершеннолетними, которое правоохранительные органы Австралии ведут много лет и в ходе которого, пишут СМИ, вскрыты десятки тысяч преступлений такого рода, совершенных в период с 1950 по 2010 год. Увы, 60 процентов из них, если верить прессе, приходятся на преступления, имевшие место «в религиозных структурах», — дело приобретает размах, покруче вайнштейновского и соответствующее #MeToo на подходе. В частности, вместе с известием о взятии под стражу кардинала Пелла пришло сообщение о том, что судебное расследование по обвинению в педофилии начато и в отношении монсеньора Марка Бенедикта Колериджа, архиепископа Брисбена (административный центр австралийского штата Квинсленд).

Из Ватикана с тайнами

О том, что Джорджу Пеллу обвинительный приговор уже вынесен (в интересах следствия до прошлой недели это держалось в тайне), Святому престолу стало известно еще в декабре 2018-го. Аналитики, специализирующиеся на «ватикановедении», догадались об этом еще 12 декабря, когда понтифик вывел Пелла из так называемого «С 9» — этой аббревиатурой, по числу входящих в него кардиналов, именуется консультативный орган, учрежденный папой Франциском сразу после интронизации, в него входят авторитетнейшие иерархи, чья миссия — помогать папе в продвижении реформ. Впрочем, утечки не было: «ватикановеды» люди дисциплинированные, дальше разговоров среди своих информация не пошла.

В итоге новость о заключении под стражу в Мельбурне третьего лица в Ватикане обрушилась на прессу как снег на голову.


Мало того, на собравшем журналистов по этому поводу и.о. начальника ватиканской пресс-службы Алессандро Джизотти лица тоже не было. Самое время напомнить: в том же декабре было уволено все прежнее руководство пресс-службы (это объясняли «новой стратегией коммуникаций») и волнение нового руководителя можно списать на то, что необходимость комментировать эту новость стала для него боевым крещением.

Джизотти сообщил: приговор кардиналу Пеллу для Святого престола новость «весьма болезненная», папа в связи с произошедшим запретил кардиналу вести публичные службы, а также приближаться к несовершеннолетним. Что касается официальной оценки, то Святой престол намерен ожидать исхода апелляции, ибо сам кардинал виновным себя не признал. Вопрос «Огонька» о том, какие меры можно ожидать в случае подтверждения приговора, повис в воздухе.

— В ожидании окончательного решения,— подытожил свое выступление Джизотти словами из официального коммюнике,— мы вместе с австралийскими священниками будем молиться за всех жертв насилия, подтверждая свое обязательство сделать все возможное, чтобы церковь была безопасным местом для всех, особенно для детей.

«XX съезд для Ватикана»

Папа Франциск на епископальной конференции в Ватикане дал понять, что церковь в силах справиться с «орудием дьявола»

Фото: Vincenzo Pinto / Pool Photo Via AP

Как это ни ужасно звучит, но главный вопрос именно в этом: католическая церковь давно не является таким безопасным местом, о чем говорят не утихающие последние 20 лет скандалы. Впервые о преступлениях священников-педофилов заговорили в 1980-х после выхода в Канаде доклада под названием Rapport Badgley. Уже в те годы сначала в Америке, затем и в других странах стали создаваться структуры с целью расследования сексуальных преступлений над малолетними в лоне церкви. Ватикан реагировал медленно: только в 2002-м старый и больной папа Иоанн-Павел II призвал в Ватикан кардиналов из Канады и США, в судах которых вовсю шли процессы по педофилии против католических священников. Беспрецедентный шаг понтифика выглядел смело, даже революционно. Казалось, достаточно объединить усилия светских и церковных властей, и с веками замалчиваемым злом будет покончено. Однако, ко всеобщему разочарованию, дело ограничилось признанием церковью своей вины (что тоже немало) и обещаниями исправить положение.

Надежды померкли, когда в 2003 году, после расследования в американской The Boston Globe, уличавшего архиепископа Бостона кардинала Бернарда Лоу в укрывании священников-педофилов, этот самый Лоу получил убежище в Ватикане, где проповедовал и жил до своей кончины в прошлом году. Да и похоронен иерарх не абы где, а в римской церкви Santa Maria Maggiore, втором по статусу храме Ватикана.

Нельзя утверждать, что с тех пор Святой престол не принимал мер по борьбе с этим злом. Конкретные шаги делал предшественник нынешнего понтифика, папа Бенедикт XVI. Как поведал «Огоньку» эксперт по Ватикану Марко Тосатти, именно досье на священников-педофилов было в секретном чемоданчике, который вместе с папским престолом Бенедикт передал в феврале 2013 года своему преемнику Франциску в резиденции Кастель-Гандольфо. Не случайно, вероятно, и то, что почти сразу после интронизации папа Франциск учредил в Ватикане комиссию по защите несовершеннолетних от педофилии, куда кроме священнослужителей вошли представители светских общественных организаций, в том числе объединяющих лиц, подвергшихся насилию в церкви. Только в 2016 году за преступления такого рода папа лишил сана более 100 священников, а прошлым летом — целую группу чилийских священников, которых заподозрил в укрывательстве сексуальных преступлений их коллег.

Больше того, в 2015-м ватиканский церковный суд впервые в истории католической церкви рассмотрел дело по обвинению в домогательствах несовершеннолетних. Оно касалось архиепископа Юзефа Веселовски, поляка по происхождению, который, правда, скончался до вынесения приговора. Месяц назад этот же внутренний ватиканский суд лишил сана бывшего архиепископа Вашингтона Теодора Маккэрика, осужденного американским судом за педофилию.

И вот теперь, как сообщила пресс-служба Ватикана, церковный суд примется за рассмотрение дела кардинала Пелла. Узнаем ли мы подробности этого расследования, неизвестно. Все, связанные с педофилией дела, ведет Конгрегация доктрины веры (бывшая Святая инквизиция), и они находятся под грифом «папского секрета»: за разглашение служащие Святого престола рискуют быть уволенными, а имеющие сан — лишиться оного.

В ожидании Motu proprio

Уже сейчас на различных близких к Святому престолу интернет-порталах мелькают сомнения в объективности приговора: мол, австралийский суд был в отношении кардинала предвзятым, в деле просматриваются противоречия, да и вообще, оно основано лишь на показаниях потерпевших. Встречаются рассуждения и о том, что приговор Пеллу может оказаться роковым и для самой католической церкви, которая на фоне непрекращающихся сексуальных скандалов теряет доверие прихожан. Немало говорится и о противостоянии внутри Ватикана, заложником которого мог оказаться получивший от папы широчайшие финансовые полномочия глава департамента финансов, теперь уже, кстати, бывший: понтифик, после некоторых колебаний, лишил Пелла высокой должности.

Давно не секрет, что в Ватикане со времен интронизации Франциска идет ожесточенное противостояние сторонников и противников его реформ. Ставка в этой борьбе — папское кресло. Во всяком случае, как заявил в январе немецкому телеканалу один из ближайших сподвижников Франциска, 85-летний кардинал Вальтер Каспер: «Враги папы ищут возможности созвать новый конклав».

Напомню, к слову, что летом 2018 года с открытым призывом уйти в отставку к папе обратился его бывший нунций в Вашингтоне архиепископ Карло Вигано, пытавшийся применить против понтифика его же оружие, обвинив главу римской католической церкви в укрывании педофилов. Речь шла об уже упомянутом здесь бывшем архиепископе Вашингтона Теодоре Маккэрике, которого якобы прикрывал понтифик. Папа на те обвинения не ответил, а пресса до сих пор гадает, что это было — месть не получившего продвижения иерарха, искреннее убеждение или чья-то чужая воля? Тот факт, что монсеньор Вигано с тех пор находится в бегах, лишь добавляет вопросов.

Многие надеялись, что понтифик ответит на эти (и многие другие) вопросы, собрав в конце февраля в Ватикане ту самую епископальную конференцию под лозунгом «В защиту несовершеннолетних в церкви» — собственно, еще одно небывалое нововведение за время правления папы Франциска. Шутка ли: для участия в этом событии, которое в прессе сразу же окрестили «саммитом по педофилии», кроме 114 глав епископальных конференций со всего мира и прочих высокопоставленных церковнослужителей были приглашены и сами жертвы сексуального насилия. Их рассказы, звучавшие не только в ватиканском конгресс-холе, но и на улицах Рима, где митинговало в те дни большинство потерпевших, леденили кровь. Может быть, поэтому звучавшие с ватиканской трибуны слова покаяния и признания вины даже в небывало сильных выражениях — папа сам заклеймил педофилию как «орудие сатаны» — показались светским наблюдателям недостаточными. Впечатляли не только эмоциональные рассказы, но и статистика, согласно которой каждый день фиксируется (не происходит, а именно фиксируется) не менее одного насилия над ребенком в церкви.

Но у Ватикана с его тысячелетней историей свой алгоритм реформ. Задачей понтифика, как можно предположить, является не только реформировать церковь, но и заботиться о том, чтобы не разрушить ее при адаптации к современности.

Один мой знакомый, кстати, сравнил звучавшие в те февральские дни разоблачения по их значению и резонансу с теми, что были сделаны в ходе XX съезда КПСС.

Сегодня уже понятно: созывая конференцию, папа Франциск знал об обвинительном вердикте третьему лицу в Ватикане. Следующий шаг — тоже за папой. Бывший многолетний глава пресс-службы Святого престола отец Федерико Ломбарди уже объявил журналистам, что в скором времени следует ожидать Motu proprio — личное распоряжение главы Святого престола. И все уже гадают, о чем оно будет. О снятии сана с Пелла? Об отказе от «папского секрета» по делам о педофилии, чего добивается «прогрессивная общественность», преимущественно англосаксонская? О том, чтобы обязать священнослужителей доносить в вышестоящие инстанции о случаях домогательств в церкви?

Это, впрочем, не все вопросы по ситуации. Есть и другие, которые выходят за рамки скандала. Например: почему о готовящемся Motu proprio объявил не имеющий ныне официальной должности отец Ломбарди? Но главное — какие еще ватиканские тайны скрывают ушаты «педофильного компромата», потрясающие ныне основы Святого престола?

Вся лента