Ломбардам позолотили штрафы
Минфин повышает оценку нарушений при обороте драгметаллов
Минфин разработал проект закона, предлагающий значительно увеличить штрафы для ломбардов за нарушения при обращении, учете и хранении драгоценных металлов и драгоценных камней. В случае его принятия штрафы вырастут более чем в двадцать раз. Эксперты указывают на несоответствие предлагаемых санкций возможным правонарушениям и полагают, что такие меры ответственности вынудят уйти с рынка до четверти игроков.
О том, что правительство направило на рассмотрение в Госдуму проект закона, вносящий изменения в КоАП в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, рассказали “Ъ” участники рынка. Законопроект был разработан Минфином и «направлен на совершенствование системы государственного контроля (надзора)» в данной сфере. В частности, он увеличивает ответственность для ломбардов за нарушения установленных законом правил обращения, получения, учета и хранения драгметаллов и камней с нынешних 30–50 тыс. руб. до 750 тыс. руб.— 1 млн руб.
В Минфине необходимость повышения штрафов объяснили тем, что сейчас «средний размер штрафа является несопоставимо низким в сравнении с доходами от противоправной деятельности с учетом высокой удельной стоимости предмета правонарушения».
«При таких условиях выгоднее оплатить штраф, чем соблюдать закон,— добавили в пресс-службе министерства.— Кроме того, размер штрафа не повышался с 2011 года».
Однако участники рынка указывают, что предлагаемые штрафы не соответствуют нарушениям, которые может допустить ломбард. «На такую сумму ломбард могут оштрафовать, например, за то, что не указаны в учетных документах наименование металла или артикул на ярлыке ювелирного изделия, за неверное определение пробы изделия, отсутствие поверки весов и прочее,— говорит председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников.— Данные нарушения носят исключительно регуляторный характер и не нарушают права потребителей». По мнению главы Национального объединения ломбардов Алексея Лазутина, такого уровня ответственность имеет смысл устанавливать в случае существенных нарушений в области оборота драгоценных металлов. «Одинаково штрафовать незаконную добычу и неверный учет или хранение неправильно,— считает он.— Если и принимать изменения, то нужно использовать более дифференцированный подход к нарушениям».
При этом может вырасти не только сумма, но и количество наложенных штрафов. «До конца 2018 года действовал мораторий на проверки Пробирной палатой микропредприятий и малых предприятий, поэтому количество проверок ломбардов в части оборота драгметаллов и камней не превышало 50–70 в год,— поясняет Сергей Соковников.— В 2019 году мы ожидаем рост числа проверок примерно в три раза». Вместе с усилением регуляторно-надзорной нагрузки в целом это может привести к повальному наложению штрафов на участников ломбардного, скупочного рынка и представителей малого бизнеса в ювелирном производстве и розничной торговле, отмечает господин Лазутин.
Эксперты полагают, что узаконивание штрафов такого размера может значительно уменьшить количество игроков на ломбардном рынке.
«В случае принятия законопроекта Минфина рынок ломбардов сократится примерно на четверть, и прежде всего это ударит по мелким региональным игрокам, которые не смогут выполнить все требования Пробирной палаты»,— говорит инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. По оценке господина Соковникова, выручка среднего ломбарда — 250–300 тыс. руб. в месяц. «При штрафе в 1 млн руб. у ломбарда будет изъята выручка за три-четыре месяца и не будет средств для оплаты аренды, банковских комиссий, работы сотрудников, поддержания программного обеспечения,— поясняет он.— Таким образом, он просто не сможет вести деятельность и будет вынужден уйти с рынка».