Проход от них будет
В Кузбассе запустят производство проходческих комбайнов
Первое за Уралом производство проходческих комбайнов планирует наладить в Новокузнецке торговый дом «Промтехника им. О.В. Басманова». Компания намерена производить от восьми до 16 проходческих комбайнов в год для угольных предприятий России и Казахстана. Инвестиции в проект — до 400 млн руб. Эксперты отмечают, что спрос на проходческую технику высок, но машиностроительные производства в РФ низкорентабельны, поэтому окупить проект в заявленный пятилетний срок будет непросто.
Торговый дом «Промтехника имени О.В. Басманова» к 2021 году построит в Новокузнецке предприятие по производству проходческих комбайнов для угольной отрасли, сообщил журналистам заместитель губернатора Кемеровской области по инвестициям, инновациям и предпринимательству Алексей Крупин. По его словам, «первый комбайн планируется выпустить в год 300-летия Кузбасса». Цена на готовые комбайны будет на 10–15% ниже российских аналогов, в том числе за счет низких затрат на логистику.
ООО «ТД „Промтехника имени О.В. Басманова“» зарегистрировано в Новокузнецке в декабре 2017 года, занимается ремонтом проходческой техники. В число контрагентов компании входят недропользовательские организации Кузбасса, регионов России, некоторых стран СНГ, дальнего зарубежья. Бенефициар и единственный владелец — Анна Басманова. Компания аффилирована с краснодарским ООО «ТД „Промтехника“». Финансовые показатели не раскрываются. Инвестиции в проект составят 350–400 млн руб., рассказал „Ъ“ гендиректор ТД «Промтехника» Алексей Гостев. Это собственные и заемные средства компании в соотношении 40 на 60%. Срок окупаемости инвестиций — пять лет.
Производственная мощность будущего предприятия — 16 проходческих комбайнов в год. Первую машину планируется поставить на испытание в середине 2020 года, начать производство — к июлю 2021 года. «Проходческий комбайн получит название „Кузбасс-300“ к предстоящему юбилею региона, будут выпускаться две модификации: 2021 — с одной режущей коронкой и 2021-1 — с двумя режущими коронками»,— уточнил „Ъ“ Алексей Гостев.
За Уралом проходческая техника такого класса не производится. «Единственное предприятие, ее выпускающее, — машиностроительный завод на Урале. Но наша машина учитывает так называемые „детские болезни“ других производителей, и мы думаем, что наш объект будет больше отвечать интересам шахтеров»,— отметил гендиректор новокузнецкой компании. По его данным, потребность угледобывающих предприятий Кузбасса составляет минимум восемь машин в год. Компания рассчитывает поставлять комбайны в другие регионы России, а также в Казахстан.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал констатирует, что в России проходческие комбайны производят только Копейский (Челябинская область) и Ярославский машиностроительные заводы. Российские угольщики также работают на технике Горловского машиностроительного завода (Украина), Caterpillar, Carter, Sandvik, Terex-Schaeff, Joy. К примеру, в 2017 году АО «СУЭККузбасс» поставило на свои предприятия семь проходческих комплексов шведской компании Sandvik. По данным пресс-центра компании, общая сумма инвестиций в данное шахтное оборудование и еще один проходческий комбайн для АО «Ургал уголь» (предприятие СУЭКа в Хабаровском крае.— „Ъ“) составила более €27 млн. «Средняя стоимость единицы техники отечественного производства — около 40 млн руб., техника зарубежного производства — в четыре-пять раз дороже. В Кузбассе около 98% подготовительных работ приходится на комбайновый метод, поэтому можно говорить о том, что спрос на технику такого рода необычайно высок»,— уверен господин Сигал. По данным на 2013 год, парк проходческих машин в России составлял около 400 машин, 250 из них работали в Кузбассе. «Так как требования к машинам и их востребованность непрерывно растут, основная часть парка поставляется отечественными производителями — закупать такое количество техники за рубежом было бы экономически нецелесообразно»,— считает эксперт.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев отмечает, что машиностроительные производства в РФ в принципе низкорентабельны, редко когда рентабельность превышает 5%, причем заводы даже не каждый год заканчивают с прибылью, это касается всего спектра отрасли — от автопроизводителей до оборонки. Поэтому окупить проект по новому производству в заявленные сроки будет непросто. «Возможно, инвесторы намерены потеснить импортную продукцию, например от Sandvik Mining and Rock Technology. Или заместить выбывшую после остановки производства Новокраматорского машзавода в Донецкой области, выпускавшего проходческий комбайн П110»,— сказал „Ъ“ эксперт.
По его данным, у Копейского машзавода рентабельность выше средней — порядка 20% по чистой прибыли. «Вероятно, это обусловлено широкой линейкой производимой продукции и постоянным спросом на нее»,— полагает господин Калачев. Он оценивает стоимость нового проходческого комбайна 21 конфигурации в 35 млн руб.