Египет заманивает российских туристов бетонной стеной
Чем еще власти объясняют строительство защитных сооружений
Египтяне строят стену вокруг популярных курортов. Уже началось возведение бетонного ограждения вблизи Шарм-эш-Шейха. По словам губернатора Южного Синая, забор призван «украсить и обезопасить город». Поможет ли колючая проволока вернуть российских туристов на пляжи Шармы? Выясняла Светлана Белова.
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
Впервые власти Египта заговорили о стене безопасности еще в 2005 году. Тогда в результате теракта на курортах Шарм-эш-Шейх и Наама-бей погибли почти 90 человек, большинство из них — иностранные туристы. С тех пор безопаснее на пляжах Египта не стало. Теперь вокруг Шармы строят стену: 37 км бетона и колючей проволоки. Но будут в этой устрашающей конструкции и смягчающие, даже изысканные элементы. По словам губернатора Южного Синая Халеда Фуда, в город будут вести четыре «очень красивые двери». Проект, по замыслу египтян, поможет вернуть потерянные доходы от туризма. Вряд ли иностранные гости оценят отдых в туристической резервации, полагает главный редактор портала «Туризм.ру» Алексей Песков: «Может быть это оправданно, если люди приезжают только на море и никаких других целей перед собой не ставят, но тем самым будет отсекаться вся экскурсионная программа. Если вы оказались за забором в целях безопасности, значит, выйдя за его пределы, то бишь отправившись на экскурсию к пирамидам, например, или к каким-то другим достопримечательностям, вы подсознательно уже ощущаете, что вы в опасности, вы покинули укрепрайон».
Власти Египта обещают туристам безопасность и в пустыне: несколько лет назад для борьбы с террористами были завербованы бедуины. Теперь же, выходит, что цивилизованный Египет отделяется стеной и от кочевников, красноречиво сообщая, что их не рассматривают как часть общества, объединенного единой целью и ценностями. Из неловкой ситуации пришлось срочно выпутываться. Вышло неказисто: власти Шарм-эшь-Шейха заверили, что бетонные блоки, высотой в 6 м устанавливают, чтобы отгородится от верблюдов, пояснила корреспондент «РИА Новости» Маргарита Кислова. «Нам сказали, что это проходит вблизи путей движения домашнего скота, и часто провоцируются таким образом дорожно-транспортные происшествия в этом месте, поэтому они решили построить небольшой барьер, который будет этому препятствовать, не более того», — заявила Кислова.
Россияне лишились любимого курорта три года назад. Тогда после крушения пассажирского самолета, который взорвали террористы, погибли больше 200 человек. Россия ввела запрет на полеты в Египет. Также приостановили движение над Синаем Нидерланды, Великобритания, Бельгия. Сейчас попасть из России на морские курорты Египта можно через пересадку в других странах или через Каир. Аэропорты в Шарм-эш-Шейхе и Хургаде пока не отвечают нормам безопасности, которые требуют российские спецслужбы, напомнил вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин: «Сейчас как раз проверяются определенные критерии безопасности — это и особые правила биометрического контроля, и досмотр пассажиров. Таких пунктов ни много ни мало 17. Большинство из них уже успешно выполнено, но, наверное, еще есть вопросы для финальных проверок. Об открытии чартерных рейсов пока такой информации нет».
Фотогалерея
Какими стенами отгораживались народы и страны
В III веке до н. э. началось возведение Великой Китайской стены для защиты от набегов кочевников. Ее длина со всеми ответвлениями составляет более 21 тыс. км, толщина — около 5-8 метров, высота — 6-7 метров. Строительство было завершено в 1644 году. Стена включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
Пограничные защитные сооружения в Римской империи назывались лимесами. Одно из наиболее известных сооружений, частично сохранившихся по сей день,— британский Вал Адриана длиной 117 км, высотой — до шести метров. Был построен в 122-128 годах для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера
Фото: Reuters
Великая Индийская стена — Кумбалгарх — построена в XV-XVI веках на территории раджпутского княжества Мевар для защиты от соседнего княжества Марвар. В XIX веке была расширена, длина стены составляет 38 км. Включена во Всемирное наследие ЮНЕСКО
Фото: Sujay25 / Wikimedia
Берлинская стена, построенная в 1961 году, исполняла функцию государственной границы ФРГ и ГДР. Ее общая протяженность составляла 155 км (в том числе 43,1 км непосредственно в Берлине), а высота достигала 3,5 м. Официально стену демонтировали в 1990 году, а отдельные участки оставили в качестве памятника
Фото: AP / Werner Kreusch, File
В 1974 году после турецкого вторжения на Кипре резолюцией СБ ООН была установлена буферная зона («зеленая линия»), разделившая остров на две части. Общая протяженность зоны — около 180 км. В отдельных местах со стороны турецкой общины были возведены бетонные и проволочные заградительные барьеры. В 2000-х годах большая часть барьеров была демонтирована
Фото: Neil Hall / Reuters
В 1977–1979 годах Южная Корея выстроила стену вдоль всей границы с КНДР с целью защиты от возможного танкового вторжения северного соседа. После Корейской войны, завершившейся в 1953 году, страны уже разделяла демилитаризованная зона длиной 241 км и шириной 4 км
Фото: Kim Hong-Ji / Reuters
В 1981—1987 годах на юго-востоке Марокко была построена система сооружений, разделяющая территории, контролируемые правительством и формированиями ПОЛИСАРИО (сахарское национально-освободительное движение). Система известна под названием Обочина Западной Сахары. Состоит из 2575 км песчаных насыпей, стен, заборов и бункеров. Члены ПОЛИСАРИО называют ее Стеной позора
Фото: AP / Francois Mori
После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году и первой войны в Персидском заливе под эгидой ООН была создана демилитаризированная зона между двумя странами. В 1991–1993 годах Кувейт построил пограничное ограждение на 193 км. Стена электрифицирована и имеет высоту 4,6 м
Фото: Reuters
В 1991 году началось строительство стены между США и Мексикой. В 2006 году президент США Джордж Буш подписал закон, предусматривавший возведение барьеров длиной около 1,1 тыс. км. В 2010 году проект, затраты на который составили $3,4 млрд, был заморожен. В 2017 году строительство возобновилось. В бюджете США на эти цели заложено $1,6 млрд в 2018 году
Фото: Shannon Stapleton / Reuters
В 1993 году возведены стены между испанскими полуанклавами Сеута и Мелилья и Королевством Марокко. Протяженность первой составляет 8,4 км, высота — 6 м; второй — 11 км и 6 м соответственно
Фото: Juan Medina / Reuters
С 2003 года строится барьер между Израилем и Палестиной. Проектная длина стены — 700 км, высота — 3–8 м. В настоящее время большая часть стены уже построена. В разное время власти Израиля возводили стены также на границах с Ливаном, Египтом и Сирией
Фото: Finbarr O'Reilly / Reuters
В 2009–2011 годах Египет построил барьер вдоль границы с сектором Газа длиной 10 км. Барьер высотой 18 м сделан из стали и на несколько метров уходит под землю, частично проходит через палестинский город Рафах
Фото: Reuters
В 2012 году на границе Греции и Турции завершили строительство стены длиной 10 км и высотой 2,5 м. Она была построена в рамках защиты границ Евросоюза от беженцев. Стоимость проекта составила более €3 млн
Фото: AP / Thanassis Stavrakis
В 2014 году Украина начала возведение стены на границе с Россией протяженностью около 2 тыс. км. В январе 2017 года строительство было заморожено. В сентябре того же года стало известно, что ФСБ РФ планирует построить 50-километровое заграждение на границе Крыма и Украины за 213 млн руб.
Фото: AP / Inna Varenytsia
Открытия египетского направления ждали уже этой весной. Предполагалось, что турпоток снова восстановится на уровне 3 млн человек, как было до закрытия направления. Однако вопрос отложили на неопределенный срок после очередного теракта в декабре прошлого года. Тогда недалеко от долины Гиза взорвался автобус с туристами. Тем не менее некоторые россияне даже с риском для жизни предпочитают курорты Красного моря. Ни одна другая страна не смогла предложить правила игры по-египетски: близко, дешево и all inclusive.