«Ким Чен Ын нужен Трампу гораздо больше, чем Трамп ему»

Максим Юсин — о переговорах лидеров двух стран

Дональд Трамп вылетел в Ханой на переговоры с Ким Чен Ыном. Крупные американские телеканалы вели трансляцию взлета борта №1 с авиабазы Andrews под Вашингтоном. Во вьетнамскую столицу Трамп прибудет во вторник вечером, а 27 февраля там начнется второй в истории американо-северокорейский саммит. Как считает международный обозреватель “Ъ” Максим Юсин, для президента США Дональда Трампа это будет, возможно, наиболее важное внешнеполитическое событие за все время его президентства.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Встреча в Ханое с северокорейским вождем Ким Чен Ыном может стать едва ли не самым ответственным международным мероприятием с того момента, как Дональд Трамп возглавил Белый дом. Ставки для него как никогда высоки: за два с лишним года президентства Трампа его внешнеполитический послужной список выглядит более чем скромно. Постоянные скандалы с европейскими союзниками, невнятная стратегия на Ближнем Востоке, противоречивые заявления то ли о выводе, то ли о невыводе американских войск из Сирии и Афганистана, вконец запутавшие и партнеров, и противников, и сателлитов Вашингтона…

И лишь на корейском направлении Трамп добился кое-чего ощутимого.

Конечно, речь не идет ни о ядерном разоружении Пхеньяна, ни о допуске международных инспекторов на стратегические объекты. Но испытания северокорейских ракет больше не проводятся, напряженность в регионе снизилась, а тональность диалога стала гораздо более спокойной. В исполнении Трампа эта тональность вообще порой выглядит слащаво-льстивой. Так, за несколько дней до саммита в Ханое президент США заявил, что испытывает к вождю КНДР «особые чувства», а отношения с ним описал как «очень-очень хорошие».

Но весь этот елей, весь этот пафос пока в основном на словах. На деле же за восемь с половиной месяцев, прошедших с момента последнего американо-северокорейского саммита в Сингапуре, заметного продвижения в деле ядерного разоружения Пхеньяна так и не произошло, о чем накануне поездки в Ханой Трампу напомнила группа сенаторов во главе с лидером демократов в верхней палате Конгресса Чаком Шумером. В специальном послании парламентарии потребовали от Трампа четких решений, а не пустых деклараций. То, что устроило политический класс Америки после первого саммита в Сингапуре, на сей раз может показаться недостаточным и неубедительным. И в США, и в Азии усиливается опасение, что Ким Чен Ын ловко манипулирует своим американским визави, что он ограничивается ни к чему не обязывающими декларациями, но при этом ни на шаг не продвинулся в деле ликвидации своего ядерного арсенала. До бесконечности такое продолжаться не может.

Рано или поздно не только сенаторы-демократы, но и однопартийцы захотят увидеть конкретные плоды затянувшегося медового месяца между президентом США и корейским коммунистическим вождем, хоть чего-то осязаемого.

Например, списка объектов, где производится плутоний или обогащается уран. Списка этого, увы, до сих пор нет, как нет и ни одной уничтоженной северокорейской ракеты.

По итогам саммита в Ханое Трамп просто обязан будет создать иллюзию успеха, изобразить дипломатическую победу. Иначе его не поймут ни соратники, ни тем более оппоненты. При этом Ким Чен Ын находится в гораздо более комфортном положении. Над ним не довлеют ни оппозиция в парламенте (по причине полного отсутствия оппозиции как таковой), ни общественное мнение, ни приближающиеся выборы (Ким вообще смутно себе представляет, что это такое).

Время работает на него, и сегодня Ким Чен Ын нужен Трампу гораздо больше, чем Трамп ему. Сумеет ли президент США сохранить лицо по итогам саммита в столице Вьетнама, будет зависеть, как это ни парадоксально, от северокорейского вождя и от стоящего за ним Пекина. Видимо, на какие-то символические уступки Вашингтону они в итоге все-таки пойдут. И по завершении переговоров Трамп получит повод написать в Twitter о своем очередном «эпохальном достижении». Но главный вопрос при этом остается открытым — покажется ли убедительным этот твит президента его соотечественникам.

Вся лента