Ленобласть стремится в светлое будущее
Регион ищет средства для программы освещения дорог
Власти Ленобласти ищут источники финансирования для освещения региональных трасс, проходящих по территориям населенных пунктов. На начало 2019 года фонари установлены только на 30% таких дорог, что негативно влияет на число ДТП. При этом на эти цели в 2019 году предусмотрено только 262 млн рублей, хотя в целом требуется 2,7 млрд рублей. Чиновники надеются привлечь дополнительные средства из областной казны и за счет будущих штрафов после введения новой системы весогабаритного контроля, а также из вложений инвесторов — ЛОЭСК и «Ленэнерго». Однако энергосетевые компании, вопреки заявлениям властей, впервые слышат об этом предложении.
Проблему освещения региональных трасс вчера обсудили депутаты Законодательного собрания Ленобласти на встрече с губернатором Александром Дрозденко. Инициатором вопроса стал коммунист Николай Кузьмин. По его словам, поручение об освещении региональных трасс, расположенных на территории населенных пунктов Ленобласти было дано губернатором еще в 2014 году. Спустя два года вопрос в стенах регионального правительства поднимался снова, но так и не решен до сих пор. "Когда я возвращаюсь из Петербурга в Сосновый Бор, стоит мне только съехать с кольцевой автодороги, я попадаю в кромешную тьму. Такая же ситуация в Лебяжьем и Большой Ижоре. Обещанного три года ждут, но тут прошло уже больше",— сказал Николай Кузьмин.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской области — 18,7 тыс. км, 9,7 тыс. из которых — регионального значения. Как сообщили "Ъ" в комитете по дорожному хозяйству региона, территории населенных пунктов пересекают 3 тыс. км дорог, но освещается только 1 тыс. км.
По словам председателя комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрия Запалатского, на освещение региональных трасс из средств дорожного фонда ежегодно выделяется не более 300 млн рублей. Так, в 2016 году было направлено 130 млн рублей, в 2017 году — 162 млн, в 2018 году — 72 млн, на 2019 год предусмотрено 262 млн рублей. Но для того чтобы осветить оставшиеся 2 тыс. км, необходимо 2,7 млрд рублей. Эти деньги потребуются, в том числе, и для исполнения решений судов, выданных "Ленавтодору" с 2012 года с целью устранения нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Общий объем дорожного фонда на текущий год — 8 млрд рублей.
"Дорожный фонд может выделять не больше 250 млн в год, а нужно почти 3 млрд рублей. Таким образом, на освещение региональных дорог в границах населенных пунктов области потребуется тринадцать лет работы. Хотя судебные решения мы должны исполнять в тот же год",— объяснил Юрий Запалатский.
Он также добавил, что чиновники рассчитывают привлечь средства трех источников, благодаря которым они надеются сократить сроки реализации программы освещения с тринадцати до пяти лет. Первый — введение в Ленобласти системы весогабаритного контроля, которая будет автоматически взвешивать большегрузные машины и в случае превышения допустимого веса штрафовать водителей. Этот комплекс станет работать и в качестве поста фото- и видеофиксации нарушений, а налагаемые штрафы попадут в региональный бюджет. Второй — дополнительные средства областного бюджета. И, наконец, третий — деньги инвесторов. "В этом году мы начали серьезную работу с ЛОЭСК и "Ленэнерго" для усиления программы освещения дорог. Это могут быть контракты жизненного цикла или концессионные соглашения",— сказал господин Запалатский. В беседе с "Ъ" глава комитета не стал уточнять детали договоренностей с энергосетевыми компаниями. В профильном комитете добавили, что "Ленавтодор" уже ведет диалог с ЛОЭСК и "Ленэнерго".
Генеральный директор АО "ЛОЭСК" Дмитрий Симонов, сообщил, что не слышал о том, что ЛОЭСК предлагали принять участие в освещении региональных трасс области. "Возможность возврата денежных средств, вложенных в строительство сетей наружного освещения областных трасс, мне сейчас кажется гипотетической, без четко описанного механизма исполнения взаимных обязательств между дорожниками, правительством и сетевыми компаниями",— прокомментировал господин Симонов. По его словам, у компании уже есть опыт выполнения работ по строительству сети дорожного освещения. В 2017 году ЛОЭСК выполняла государственные контракты ГКУ "Ленавтодор" и установила более 300 опор для светильников (протяженность — более 10 км) в Выборгском, Всеволожском и Приозерском районах Ленинградской области. Суммарная стоимость трех контрактов составила 359 млн рублей. "Но ЛОЭСК выступала в роли подрядчика, а не инвестора. После завершения строительства сети наружного освещения были переданы на баланс "Ленавтодора", который и занимается эксплуатацией",— добавил Дмитрий Симонов.
В "Ленэнерго" также сообщили, что не получали такого предложения и пока не понимают, о чем речь.
Освещенность региональных и муниципальных дорог — важная проблема, отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский, указывая, что даже в таких крупных субъектах, как Московская область, освещено около 7% дорог. При этом изыскать необходимые средства сложно, поскольку оборудование освещения и его эксплуатация ложатся на местные бюджеты, добавляет он. Решением может стать применение энергоэффективных решений, позволяющих сокращать расходы на закупку электроэнергии, специальных светоотражающих материалов в оборудовании дорог и ограждений для сокращения аварийности, а также использование источников распределенной генерации, считает аналитик. По его словам, деньги на эти нужды можно получить из штрафов, налогов и обслуживания транзитного потока транспорта.