Пение с милитаристским акцентом
Почему хор Санкт-Петербурга раскритиковали после выступления
«Наводи на город Вашингтон!»: в соцсетях разгорается скандал из-за исполнения в Исаакиевском соборе песни про атомную бомбардировку США. Шуточная композиция прозвучала в финале концерта по случаю 23 февраля. Концертный хор Санкт-Петербурга опубликовал фрагмент выступления на своих страницах в интернете, после чего на коллектив обрушился шквал критики.
Одним из первых на видео обратил внимание протодиакон Андрей Кураев. Он заявил, что это старая композиция из советского андеграунда, которая когда-то считалась сатирой на государственную пропаганду. Однако сейчас, в условиях общей милитаризации и заявлений Владимира Путина о военных разработках, песня совсем не выглядит смешной: «Я в этом смысле им очень благодарен. Этим исполнением, скорее всего, сами того не желая, они обнажили весь ужас современной пропаганды. Сама по себе песня, понятное дело, шутливая, 30 лет назад в ельциновские годы мы все, когда были студентами, распевали такие песни — “медленно ракеты уплывают вдаль” или “в Париже танки” на мотив песни Мирей Матье. Под гитару это выглядит нормально, но здесь при суперофициозе в главном имперском, а значит, и военном храме Российской империи муниципальный хор Санкт-Петербурга исполняет такой номер, и это финальный аккорд на концерте в честь Советской армии так называемого защитника Отечества, это звучит как официальная программа. Причем это происходит через день после путинских заявлений про ракеты, которые поразят Вашингтон. Точное совпадение. Если это улыбка, то это улыбка ни хора, ни дирижера, ни музея, а Бога».
Главный дирижер Концертного хора Санкт-Петербурга Владимир Беглецов эмоционально отреагировал на критику. Недовольных выступлением он назвал нецензурным словом, имея в виду, что они люди недалекие. В интервью «Коммерсантъ FM» музыкант добавил, что не хотел никого обижать. По его словам, песню про подлодку коллектив поет уже много лет, а весь негатив вызван исключительно спорами вокруг Исаакиевского собора: «Безусловно, это отсутствие чувства юмора, но еще и то, что люди, не присутствуя на концерте и, может быть, даже не понимая, что происходит, кто мы такие, выхватывают что-то из контекста происходящего и строят на этом свое мнение. Эту песню мы поем около десяти лет, и впервые ее исполнили в этой аранжировке в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии на празднике подводного флота России. Тогда в зале присутствовали высокопоставленные лица — и адмиралы, и контр-адмиралы — и ни у кого не возникло вопросов, почему мы это делаем, и с чувством юмора, очевидно, у публики было все хорошо.
Но мне кажется, что это в основном связано с Исаакиевским собором, вокруг которого в последние несколько лет разгораются споры».
Песня была написана бардом Андреем Козловским еще во времена холодной войны. По словам музыканта, он просто перепел учебники по боевым дисциплинам, в которых тогда обозначался единственный потенциальный враг — США. А Вовочка, про которого поется в песне, — не более чем его тогдашний друг.