Трудно запомнить — легко поддержать
Краевой проект пока не сделал местные продукты более узнаваемыми
Пермская торгово-промышленная палата и участники проекта «Покупай пермское» озвучили итоги первого года работы проекта, направленного на поддержку местных товаропроизводителей. Как показали исследования, узнаваемость пермских брендов, по сравнению с первой серией запуска проекта в 2008 году, снизилась. При этом его участники оказались плохо осведомлены обо всех возможностях поддержки.
Организаторы проекта «Покупай пермское» вчера собрались с его участниками, чтобы обсудить итоги работы в 2018 году и наметить планы на 2019-й. Напомним, в 2017 году краевые власти перезапустили проект «Покупай пермское», а реализацию возложили на краевой минпром и Пермскую торгово-промышленную палату (ТПП). Ранее проект запускали после кризиса 2008 года для увеличения доли местных производителей на внутреннем рынке. За два года участие в проекте приняли около 200 производителей.
Новый проект рассчитан до 2020 года и включает три уровня. Первый — это все товары и услуги, произведенные в крае, то есть те, которые сопряжены с созданием рабочих мест и уплатой налогов. На второй уровень допускаются товары, получившие народное признание и прошедшие профессиональную сертификацию. На третий уровень допущены «бренды Пермского края».
По словам вице-президента ТПП Елены Гилязовой, проект объединил 162 участника, среди которых десять прошли на второй уровень, а три на третий: кондитерская фабрика «Пермская», ГК «ЛУКОЙЛ» и Кунгурская ледяная пещера. «Мы сталкиваемся с тем, что товары хорошо известны на федеральном уровне, но не у нас»,— добавила госпожа Гилязова.
Президент ТПП Олег Жданов сообщил, что получены оцифрованные итоги первого года проекта: «Результаты социологии не очень радостные. Мы понимаем, что был непростой период отторжения отечественного и местного производителя. Этап возрождения моды на свои продукты только стартовал».
Как добавила Елена Гилязова, основными участниками проекта являются компании, имеющие ежегодный оборот до 10 и 100 млн руб., — таких насчитывается 108: «По предварительным данным, их товарооборот за год участия в проекте вырос».
Кроме того, ТПП заказала социологическое и маркетинговое исследования, чтобы выяснить долю потребляемых в регионе местных товаров и их потенциал. Представитель соцагентства «СВОИ» Андрей Мезрин сообщил, что по сравнению с 2008 годом пермские производители потеряли важного ритейлера — компании группы «Виват», в которых порядка 50% представленных товаров производились в Пермском крае. В целом доля пермских продуктов на полках супермаркетов по сравнению с 2008 годом снизилась с 33,2 до 20,2%. Кроме того, в 2008 году пермские продукты были дешевле конкурентов из других регионов, но федеральные сети уравняли позиции. Также господин Мезрин посетовал на отсутствие у местных товаров маркетинговых акций и сокращение ассортимента. По его мнению, увеличить продажи помогло бы оформление стендов местных товаров и работа с молодежью, плохо знакомой с проектом. В частности, он посоветовал провести рекламную кампанию, которая бы убедила молодежь покупать пермские продукты, поддерживая компании как своего будущего работодателя.
Завкафедрой маркетинга ПГНИУ Екатерина Антинескул представила результаты опроса в пяти торговых центрах Перми, который показал снижение уровня узнаваемости бренда, по сравнению с 2008 годом, с 63,1 до 57,4%. Выяснилось, что жители Перми не знакомы с местными производителями, а с большей лояльностью относятся к характеристике «местный», а не «пермский» производитель.
Главным выводом госпожи Антинескул стала мысль о том, что большинству опрошенных непонятен смысл проекта «Покупай пермское». На вопрос о том, влияет ли стикер проекта на упаковке товара на покупателей, госпожа Антинескул ответила, что потребителям важно качество, поэтому они приобретают известные бренды, которые, в свою очередь, могут это качество снижать, поэтому людям необходим некий гарант.
«Проект не может стать гарантом качества как таковой. Среди производителей есть и те, кто делает некачественный товар, но по условиям проекта является его участником. Поэтому и есть предложение проходить на второй уровень проекта, чтобы отстроиться от первого»,— пояснила госпожа Гилязова.
Участникам проекта посоветовали вкладываться в рекламу в интернете, а также сотрудничать с ТПП и снабжать ее информацией, так как сайт проекта устроен по каталожному принципу, и карточка с названием производителя индексируется поисковыми системами. Выяснилось, что не все производители знают о существовании сайта проекта и его аккаунтах.
Подводя итоги, госпожа Гилязова отметила, что успеха достигли те участники, которые смогли скооперироваться между собой, например, представители швейной индустрии, устроившие свой форум. Также она предложила объединяться по территориальному признаку с включением магазинов мелкосетевой розницы. «Мы достигнем результата в том случае, если будем грести в одну сторону»,— заключила Елена Гилязова.
Сами участники отметили плюсы проекта. Так, исполнительный директор СПК «Колос» Виктор Пащенко сообщил о контрактах, заключенных с торговыми сетями «Лента», «Магнит» и Х5, но уточнил, что продажам помогло бы выделенное место на полках и более широкое информирование населения.
Основательница бренда школьной формы S-Factor Вера Долганова отметила, что «пермский производитель» ассоциируется с пищевой продукцией: «Тот, кто делает товары народного потребления, должен тоже сделать так, чтобы о пермской легкой промышленности говорили». Госпожа Долганова добавила, что начнет размещать логотип проекта на ярлыках производимой одежды. Ее поддержали другие представители швейной промышленности, сообщившие о том, что только в Перми насчитывается 70 дизайнеров, которые смогли найти производство для своих эскизов среди участников проекта и не включенных в него компаний.