Мировым судьям обещают пожизненный срок
Пленум Верховного суда восстанавливает единство судейского корпуса
Пленум Верховного суда (ВС) решил вчера внести в Госдуму законопроект, который устанавливает фактически пожизненный срок полномочий для мировых судей. Сейчас они избираются на пять лет. Несменяемость мировых судей избавит их от возможного административного давления, полагают в ВС. По мнению думских оппозиционеров, несменяемость, напротив, лишь усилит зависимость судей от власти на местах. В адвокатском сообществе считают инициативу ВС позитивной и отмечают, что оправдательные приговоры мировые судьи выносят намного чаще других судов.
Верховный суд подготовил поправки к закону «О мировых судьях в РФ», согласно которым «полномочия мирового судьи не ограничиваются определенным сроком» и «предельный возраст пребывания в должности мирового судьи» устанавливается в 70 лет. Соответствующий законопроект одобрил вчера пленум ВС, решив внести его в Госдуму. По действующему законодательству мировых судей назначают региональные парламенты сроком не более чем на пять лет с правом переназначения на последующие сроки. В каждом регионе сложились свои правила, сообщил вчера секретарь пленума ВС Виктор Момотов. К примеру, в Москве, Саратовской и Ростовской областях первый срок для мировых судей — три года, а в Татарстане, Астраханской и Владимирской областях их сразу назначают на пять лет. Но дело не в длительности сроков, установил пленум ВС. «Практика постоянного переназначения для мировых судей должна быть прекращена, поскольку она не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей»,— заявил Виктор Момотов. Он подчеркнул, что необходимость периодического переназначения «создает возможность давления на правосудие», в том числе со стороны властных структур. Господин Момотов напомнил, что раньше и федеральные судьи в районных и вышестоящих судах первоначально назначались на три года, по истечении которых могли быть переназначены пожизненно. В 2005 году все ограничения по срокам отменили, но только для федеральных судей.
Сохранившаяся для мировых судей «процедура переназначения не отвечает современным стандартам независимости и несменяемости», отметил господин Момотов. При этом он сослался на рекомендации международной организации «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО), которая считает «целесообразным повышение стабильности срока пребывания в должности судей», в том числе мировых. В РФ сейчас работают 7654 мировых судьи, которые ежегодно рассматривают 70% гражданских дел, 80% дел об административных правонарушениях и почти 50% уголовных дел (по нетяжким составам). Поэтому ВС предложил восстановить единство правового статуса мировых и федеральных судей. «Единственным ограничением срока полномочий мировых и федеральных судей должен быть предельный возраст пребывания в должности, составляющий 70 лет»,— подчеркнул секретарь пленума ВС.
«Инициатива ВС позитивна, но она лишь предварительное условие. Подлинная несменяемость мировым судьям должна быть гарантирована иными статусными положениями: например, невозможностью их удаления с должности по воле судейского начальства»,— заявила “Ъ” судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.
«Назначение на всю жизнь — это безобразие»,— заявил “Ъ” первый зампред думского комитета по госстроительству Юрий Синельщиков (КПРФ), которого не устраивает в целом принцип несменяемости судей всех уровней. «Мировые судьи живут рядом с местной властью и от этой власти зависят. Поэтому идеальный вариант — ротация мировых судей»,— уверен он.
«Это станет еще одним элементом укрепления принципа независимости»,— сказал “Ъ” партнер адвокатской фирмы «Юстина» Владимир Плетнев. Он подчеркнул, что и при нынешнем статусе «у мировых судей количество оправдательных приговоров на порядки больше, чем у судей федеральных». «Помимо несменяемости для мировых судей важно, чтобы их корпус не был представлен, как сейчас, преимущественно выходцами из аппаратов судов, прокуратуры и органов внутренних дел»,— заявил “Ъ” председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.