В статистике Минздрава есть серьезный пробел
Загадки пересадки
Серьезные пробелы в официальной статистике ТКМ
Из ответа Министерства здравоохранения РФ на запрос Русфонда следует: в 2018 году в России провели 1696 трансплантаций костного мозга (ТКМ). Годом раньше была сделана 1481 ТКМ, а в 2016-м — 1402. Рост выглядит внушительным, но за цифрами скрываются структурные проблемы, особенно в сфере донорства.
Проблема в том, говорят врачи, что потребность в ТКМ определить практически невозможно — она растет вместе с развитием медицины. Чаще всего необходимость в ТКМ возникает при лейкозах, но применяется трансплантация и при первичных иммунодефицитах, и при целом ряде аутоиммунных заболеваний, например при рассеянном склерозе. Увеличивается и максимальный возраст, при котором ТКМ еще возможна.
В России абсолютный лидер по количеству ТКМ — петербургский НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой. В 2017 году (прошлогодних данных НИИ не предоставил) здесь было проведено 400 ТКМ, из них 270 аллогенных. На втором месте — НМИЦ имени Дмитрия Рогачева в Москве: 222 трансплантации в 2017-м, из них 170 аллогенных. Следом идет московский НМИЦ гематологии: в 2015 году (НМИЦ отказался давать свежие данные) здесь провели 182 трансплантации, из них 59 аллогенных. НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова в Петербурге, судя по количеству госквот на ТКМ, проводит примерно 150 трансплантаций в год. В петербургском НМИЦ имени В. А. Алмазова в 2018 году было проведено 128 трансплантаций, из них 53 аллогенные. Кировский НИИ гематологии после долгих колебаний сообщил лишь примерные цифры: около 70 ТКМ в год, из них полтора десятка — аллогенные.
Важная тенденция — уменьшение доли аллогенных трансплантаций. По данным главного внештатного трансфузиолога России Татьяны Гапоновой, в 2015 году из 1042 ТКМ на аллогенные пришлось 499, то есть почти 50%. В 2018-м доля аллогенных ТКМ упала до 41%. Ничего удивительного, говорят гематологи: появляются новые центры, занимающиеся ТКМ. Они начинают с аутологичных трансплантаций как более простых. В 2017 году госквоты на трансплантации получили в общей сложности 18 центров (документ есть в распоряжении Русфонда). И пять из них аллогенные трансплантации не проводят.
Вторая тенденция связана с донорством. С 2015 по 2018 год в России было проведено больше 2 тыс. неродственных трансплантаций. При этом российских доноров использовали, по данным Русфонда, менее чем в 15% случаев. В 2017 году у НМИЦ гематологии было 19 российских и 29 зарубежных доноров, у НИИ Горбачевой — 33 российских и 98 зарубежных. Костный мозг от иностранного донора обходится в три-четыре раза дороже, чем от российского, времени на активацию донора нужно больше, а прогноз выживаемости оказывается чуть хуже. Возможность использовать местный материал зависит прежде всего от количества потенциальных доноров. Сейчас их 94 тыс. человек — этого слишком мало, а государство достаточных средств для увеличения количества доноров не выделяет: Минздрав так глубоко в тему ТКМ еще не погрузился.
Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов