Мостостроителям возводят опоры
Петербургская ассоциация просит выделить 130 млрд рублей на ремонт переправ
Как стало известно "Ъ", петербургская Ассоциация предприятий дорожного комплекса планирует обратиться к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением создать проект «Малые мосты России», в рамках которого предполагается ремонтировать переправы по всей стране. По данным ассоциации, 74% мостов РФ находятся в неудовлетворительном состоянии. Потребность в финансировании программы по их реконструкции потребует 130 млрд рублей до 2024 года.
Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга (АСДОР) планирует направить обращение к правительству РФ с просьбой создать проект реконструкции мостов в России, сообщил "Ъ" глава объединения Юрий Агафонов. Понятие "малые мосты" включает в себя переправы до 100 м, уточнил он. "Основной причиной ненормативного состояния мостов и сокращения срока их службы в регионах является хронический недостаток финансирования своевременных ремонтов и реконструкции. Ежедневно в России разрушается один из них",— говорит он. Строительство и содержание мостов, как и дорог, осуществляются из бюджетов разных уровней. Только 24% региональных и муниципальных мостов имеют удовлетворительное состояние, 74% находятся в неудовлетворительном и 2% — в аварийном состоянии, отмечает господин Агафонов.
По оценке АСДОР, потребность в финансировании ремонта мостов до 2024 года составляет 130 млрд рублей. При этом около 50% этих средств, считают в ассоциации, могут быть выделены из федерального бюджета. Господин Агафонов отмечает, что базовым документом, определяющим ситуацию с дорогами и мостами в России, является "Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года". Однако официальной статистики относительно нехватки мостов в России нет. По данным ассоциации РАДОР, в России 72 тыс. мостов: из них около 6 тыс. переправ находится в ведении Росавтодора, заявили в агентстве, еще 35,8 тыс.— у региональных властей и 29,3 тыс.— у муниципальных.
Частная инициатива АСДОР на уровне профессионального сообщества совместно с Минтрансом, владельцами инфраструктуры и Федеральным дорожным агентством не рассматривалась, сообщил "Ъ" генеральный директор ассоциации РАДОР Игорь Старыгин. По его словам, чиновники в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" стали учитывать статистику мостов в аварийном состоянии, ассоциация также предложит изменить распределение средств федерального бюджета на ремонт переправ.
Стоимость 1 км обычной однополосной дороги, проложенной по земле, в среднем составляет 101,7 млн рублей, стоимость строительства 1 км моста — 579 млн рублей, следует из расчетов ВШЭ (на основе заключенных Росавтодором контрактов без учета затрат на подготовку территорий и НДС), приводят статистику в ассоциации.
В Минтрансе не прокомментировали наличие федеральной программы по ремонту мостов, переадресовав вопросы о состоянии переправ в Росавтодор. В агентстве сообщили, что протяженность мостов и искусственных сооружений на федеральной дорожной сети составляет 477 тыс. м, из них 85% соответствует нормативному техническому состоянию. Рынок строительства автодорог и мостов в 2017 году оценивался в 544,7 млрд рублей, что на 20% больше, чем в прошлом году, следует из данных крупнейшего российского подрядчика по строительству мостов ПАО "Мостотрест".
Генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что из-за строительства Крымского моста стоимостью 228 млрд рублей емкость рынка мостостроения в России в 2016-2019 годы значительно увеличилась, а "Стройгазмонтаж" стал его безоговорочным лидером. "Однако уже в 2020 году динамика рынка будет негативной, а прогрессирующий износ мостовых сооружений в сочетании с недостаточно эффективным контролем соблюдения весовых норм большегрузными автомобилями неизбежно приведет к увеличению количества техногенных катастроф, масштабным проблемам в транспортном комплексе и потерям для экономики и бюджета",— говорит он. Запуск программы реконструкции малых мостов, помимо масштабного эффекта для строительного комплекса, сможет значительно повысить эффективность транспортной отрасли и снизить риски техногенных катастроф, однако это невозможно реализовать без масштабной господдержки, уверен эксперт.