По маршрутам военного времени
Как индо-пакистанский конфликт изменит авиарейсы в Юго-Восточную Азию
Обострение конфликта между Дели и Исламабадом, повлекшее за собой закрытие воздушного пространства Пакистана, заставило российских перевозчиков перекроить карту полетов в Юго-Восточную Азию. Лететь в Таиланд, Вьетнам, Индию на Мальдивы и Шри-Ланку, которые посещают более 1,5 млн российских туристов в год, придется на час-полтора больше, а стоимость рейсов возрастет — пока для авиакомпаний.
Обострение конфликта Индии и Пакистана. Главное
Закрытие воздушного пространства над Пакистаном в рамках обострения конфликта на границе с Индией заставило российских перевозчиков серьезно скорректировать полетные программы в популярные среди туристов страны Юго-Восточной Азии.
По расчетам “Ъ”, на 27 февраля через территорию Пакистана и Афганистана было запланировано в общей сложности 70 рейсов из России, совокупная вместимость которых составляет около 27,5–34 тыс. человек.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), скорректировать свои полеты пришлось авиакомпаниям Nord Wind, «Россия», Ifly и Azur Air. Собеседник “Ъ” на туристическом рынке объясняет, что практически все перенесенные рейсы были чартерными.
Евгений Дитрих, министр транспорта, январь 2019 года, ТАСС
Очень надеемся, что удастся удержать (цены на авиабилеты.— “Ъ”), хотя это будет очень непросто
Azur Air в среду перенаправила два рейса, следовавшие из Москвы в Фукуок (Вьетнам) и из Санкт-Петербурга в Краби (Таиланд), в Екатеринбург для дозаправки. Самолеты «России», летевшие из Бангкока и Пхукета в Москву, дозаправились в ОАЭ, а следовавшие в обратном направлении совершили дозаправку в Ташкенте. Рейс Nord Wind из Пхукета в Москву останавливался в Минводах. Источник “Ъ” на туристическом рынке объясняет, что дозаправка понадобилась самолетам из-за увеличившейся дальности полетов: объем их топлива не был рассчитан на такой путь. При этом, по его словам, дополнительная остановка, взлет и посадка могут увеличить стоимость чартерного рейса примерно на 20%. Средняя стоимость отправки борта из Москвы в Бангкок при этом составляет 6–8 млн руб., добавляет он.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе считает, что возникшие сложности носят скорее технический характер, предполагая потерю времени и сил. Она добавляет, что основные сложности ложатся на плечи перевозчиков, вынужденных согласовывать изменения маршрутов с властями и искать дополнительные возможности для посадки. Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев соглашается, что незапланированная посадка и дозаправка в состоянии убить экономику отдельно взятого рейса.
Но в целом, по его словам, запрет на полеты над Пакистаном и Афганистаном принесет небольшие, точечные экономические проблемы российским авиакомпаниям.
Собеседник “Ъ” в одной из авиакомпаний рассказывает, что облет Пакистана пока будет осуществляться через Иран и Туркменистан.
Время полетов в города Юго-Восточной Азии — Коломбо, Бангкок, Пхукет и Денпасар — увеличится примерно на час. Один из участников туристического рынка добавляет, что длительность полетов во Вьетнам и на Мальдивы, которые обычно также проходят через воздушное пространство Пакистана, может вырасти на полтора-два часа. «То есть суммарно речь идет о дополнительном расходе 4–6 тонн топлива, это примерно 200–300 тыс. руб. для каждого рейса»,— подсчитывает он.
На рейсах Nord Wind, «России», Ifly и Azur Air в Юго-Восточную Азию путешествуют, в частности, клиенты туроператоров TUI, «Интурист», «Библио-глобус», «Пегас-туристик» и Anex tour. В первых двух компаниях пояснили “Ъ”, что не столкнулись с проблемами из-за корректировки рейсов. В «Библио-глобусе» уточнили, что в будущие полетные программы уже внесены необходимые изменения. В Anex tour указывают, что всем туристам услуги будут оказаны в полном объеме и никакой угрозы для путешественников, находящихся в Индии, нет: в стране все функционирует в штатном режиме, а конфликтная территория находится на значительном удалении от Гоа — наиболее популярного у туристов штата. Гендиректор «Пегас-туристик» Анна Подгорная не сомневается, что увеличение продолжительности полета повлечет за собой дополнительные расходы со стороны туроператоров, но оценить их затрудняется.
Посадка для осуществления дозаправки действительно не несет дополнительных затрат со стороны туроператоров, объясняет один из участников рынка, в случае экстренных посадок путешественники обычно не покидают самолета и их дополнительное обслуживание не требуется. Но сложности могут возникнуть в дальнейшем, если действующие ограничения затянутся. «Перевозчики могут начать вносить изменения в договоры с туроператорами об увеличении стоимости услуг»,—объясняет он.
Перспектива увеличения стоимости контрактов не радует туроператоров, так как Юго-Восточная Азия пользуется большой популярностью в зимний период. Наиболее востребованное направление — Таиланд. По данным Погранслужбы ФСБ, в 2018 году в эту страну отправилось 852 тыс. туристов из России, направление стало вторым по популярности после Турции. Во Вьетнам съездили 429,9 тыс. туристов, в Индию — 211,2 тыс., на Мальдивы — 40,2 тыс., на Шри-Ланку — 17 тыс.