Роман Абрамович вложился в российское кино
Почему бизнесмен решил стать инвестором этого сегмента
Миллиардер Роман Абрамович нашел новый способ заработать: он вложится в российское кино. Бизнесмен учредил фонд «Кинопрайм». Его исполнительным директором стал бывший глава Фонда Кино Антон Малышев. Он подтвердил «Ъ FM» эту информацию, но пока отказался раскрывать подробности будущих проектов, но пообещал, что сделает это в ближайшее время. Ранее источники РБК сообщали, что фонд Абрамовича будет вкладывать до миллиарда рублей в год на производство фильмов. На свои проекты продюсеры смогут получить от 20% до 50% бюджета. Но почему Абрамович решил вложиться в российское кино?
Дело в том, что отечественные фильмы наконец стали зарабатывать, говорит продюсер, генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин: «На сегодня размеры рынка позволяют окупать продукт даже внутри страны. Понятно, что это касается не каждого проекта, но на сегодняшний день примеров успешного производства и проката достаточно для того, чтобы воспринимать этот рынок серьезно. Кроме того, успех российских анимационных лент за рубежом, в том числе в Китае, открывает потенциал для российской анимации как такого экспортного продукта. С коммерческой точки зрения появилось много интересных и успешных кейсов. Я думаю, это как раз и повлияло на решение».
Роман Абрамович выбрал удачное время для запуска фонда. Дело в том, что сейчас он будет чуть ли не единственным игроком на этом рынке и сумеет занять на нем прочные позиции, так считает бывший член экспертного совета Фонда Кино, гендиректор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов: «Некоторое время назад практически все крупные инвесторы перестали вкладывать деньги в кино, потому что оно было очень убыточным, и в 2005-2006 году прокатилась большая волна провалов. Сейчас же в кинематограф возвращается сразу несколько крупных непрофильных игроков. Например, в финансировании фильма «Т-34», который недавно прошел с большим успехом, принимал участие один из таких крупных олигархов. Мне кажется, что такая тенденция сейчас вполне заметна, и я предполагаю, что в течение двух-трех лет в кинематографию, если она будет развиваться такими же темпами, придут практически все. Можно финансировать только фильмы, которые претендуют на большой успех и находятся на завершающей стадии, когда уже примерно видно, что может получиться. Может быть, это будет такой диверсифицированный набор картин, куда частично могут войти артхаусные фильмы и жанровое кино, то есть не совсем массовые, но пользующиеся спросом зрительской аудитории».
Создание частного фонда такого уровня — беспрецедентная история для российского кинематографа, считает председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов: «То, что фактически поддержка кинематографа в России осуществлялась только министерством культуры, очень важно.
Дополнительный инструмент позволяет иметь профильного инвестора, чего в истории России никогда не было.
Кроме того, создание частного фонда свидетельствует о росте качества российского кино, поскольку ясно, что такого рода организации не могут возникнуть на выжженной земле или на каком-нибудь уродливом неполноценном кинематографическом ландшафте. Естественно, это продолжение меценатской деятельности Романа Аркадьевича, поскольку он не раз помогал различным культурным проектам, в том числе и кинематографическим. Получить частичное финансирование, если проект того стоит, от государства несложно. Хотя, конечно, на фильмы, скажем так, более радикальные, например, на арт-кино, как правило, смотрят пристальнее. Но если проект интересный и за ним стоит сильный режиссер, продюсер и так далее, то и здесь есть шанс. Каких-то тематических ограничений мы не чувствуем, но вот степень радикальности высказывания, имеет значение».
Деньги из фонда Абрамовича продюсеры будут получать на завершающей стадии производства фильмов, писало РБК. Это период окончания съемок или уже монтажа картины.