Отнять и не делить
Олег Сапожков — о ведомственных подходах к полномочиям
Наблюдение за законотворчеством Белого дома требует от нас учета среди его причин групповых и ведомственных интересов, что позволяет порой предугадывать судьбу того или иного документа. Однако бывают в правительстве расклады, которые вгоняют разумную с виду инициативу в бесконечный цикл межведомственных согласований, даже если участники обсуждения договорились о концептуальных подходах. Ровно такая история происходит в Белом доме с законопроектом об универсальных торгах.
Обсуждение единого порядка продаж всего, чем торгует государство, инициировал еще первый вице-премьер Игорь Шувалов. Идея состояла в том, чтобы свести такую торговлю к единым правилам и в единое место — ради простоты контроля, увеличения конкуренции и повышения выручки государства от продаж прав на разработку месторождений, выморочного имущества, конфиската и еще двух десятков позиций. Инициатива высокого уровня воодушевила исполнителей: спущенная сверху идея с высокой вероятностью реализуется, а значит, можно учесть в ней ведомственные интересы. В результате на свет появились конкурирующие разработки: поправки ФАС в закон о госзакупках и законопроект Минэкономики об универсальных торгах. Уже новый первый вице-премьер Антон Силуанов осенью 2018 года счел перспективным предложение Минэкономики, поручив учесть в нем идеи ФАС и внести итог в Госдуму до марта. Но к марту документ согласован практически всеми ведомствами, кроме самой ФАС.
Есть в этой истории и групповые интересы — например, тех, кто организует подобные торги сейчас. Изменение правил, сложившихся в отсутствие государственного внимания к регулируемой отрасли, затронет их в любом случае. Так, в продажах имущества банкротов — ФАС предлагает перенести их на электронные площадки для госзаказа — успело сложиться саморегулирование. Его придется демонтировать — известно, за чей счет. Площадки же для госзаказа передел этого рынка в свою пользу поддерживают, заявил вчера “Ъ” гендиректор одной из них, ЕЭТП, Антон Емельянов, но хотели бы уточнить процедуры.
Не сказать, что речь о мелочах: при централизации рынка в 100 тыс. торгов в месяц только комиссию продавцов по аналогии с госзакупками можно оценить в сумму до 6 млрд руб., но подобные обстоятельства в переписке ведомств не упоминаются. В отзыве замглавы службы Рачика Петросяна на проект Минэкономики от 15 февраля говорится: ФАС уже регулирует торги на основании закона о защите конкуренции, логично было бы вносить изменения в него, а проект Минэкономики, пусть и с внедренными в него предложениями ФАС, «концептуально не поддерживается». Жаль, что ФАС не пишет, что антимонопольная служба хотела бы любой ценой сохранить монополию на регулирование торгов законом о защите конкуренции (состояние которой стабильно ухудшается в РФ много лет подряд). Наверное, слова «монополия антимонопольной службы» подчеркивает красным как тавтологию текстовый редактор.