Нефтегазовые активы Венесуэлы «переезжают» в Москву

Стоит ли России готовиться к санкционному давлению

Президент Николас Мадуро распорядился закрыть лиссабонский офис государственной нефтедобывающей компании Венесуэлы и перенести его в Москву. Зачем это нужно? И какие риски может понести Россия? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Marco Bello/File Photo, Reuters

Расположение офиса Petroleos de Venezuela в Лиссабоне неизвестно даже сервису Google Maps. На сайте венесуэльской госкомпании раздел о международных филиалах с некоторых пор неактивен. Словом, на рынке мало что известно о португальском офисе-«призраке» одного из крупнейших нефтяных игроков. Это породило слухи о том, что отделение лишь формально носило вывеску PDVSA, а на деле управляло европейскими активами политического руководства Венесуэлы. Переезд в Москву попросту спасает их от заморозки. Такой версии придерживается партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин: «У компании в Европе практически ничего сейчас нет.

Я думаю, что офис не имел никакого серьезного значения.

Возможно, он управлял активами, которые принадлежали кому-то из руководителей режима Мадуро. То, что его переводят в Москву ради сотрудничества с “Роснефтью” и “Газпромом”, не соответствует действительности, поскольку на территории России никакого сотрудничества у них нет».

Впрочем, версия о том, что все-таки активы венесуэльской госкорпорации пытаются спасти, более популярна. Компания уже лишилась имущества и счетов в США, а потому перевод европейского офиса в Москву выглядит более чем логичным, считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. При этом России следует готовиться к санкционному давлению, если через страну пойдут финансовые потоки Венесуэлы. «Это тактическое решение, связанное с тем, чтобы европейские активы Каракаса не попали под заморозку, как это случилось уже с золотовалютными резервами в Лондоне и с американским активом. Конечно, Россия должна выстроить линию поведения, которая позволит ей минимизировать риски»,— говорит эксперт.

Российские интересы в Венесуэле

Смотреть

Пока не совсем понятно, кто в России возьмется финансово обслуживать новый офис. Еще свежа в памяти реакция «Газпромбанка» на сообщения СМИ о том, что венесуэльская госкомпания якобы стала использовать счета в этой кредитной организации. При этом все хлопоты могут быть напрасными. Главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров говорит, что уход офиса из европейской юрисдикции не гарантирует вывод из-под удара венесуэльских активов, тем более безопасность будущих сделок: «Санкции могут быть разными. Если всем европейским и американским компаниям будет запрещено заключать какие-либо сделки с PDVSA, то все закончится печально. Если это будут еще и вторичные санкции, а за заключение подобных сделок все компании будут караться, перевод офиса их не спасает».

Велика вероятность, что переезд офиса PDVSA из Лиссабона в Москву состоится лишь на бумаге. Главный оппонент Мадуро — Хуан Гуайдо — вовсю назначает своих людей в альтернативное руководство венесуэльской госкомпании, а его полномочия признают все больше стран.

Соединенные Штаты ввели санкции против венесуэльской нефтедобывающей госкомпании в конце января. По оценкам амерканских властей, меры позволяют конфисковать на территории США активы на $7 млрд, а сама PDVSA за год лишится прибыли в $11 млрд.

Вся лента