Биосфера интересов
Прокладка рыбоходного канала в Кроноцком заповеднике получила уголовное сопровождение
Начальника научного отдела Кроноцкого государственного биосферного заповедника Дарью Паничеву в течение одних суток задержали на Камчатке, этапировали в Хабаровск, где освободили из-под стражи, но поместили под домашний арест. Ее подозревают в пособничестве хищению средств при реализации проекта по очистке от мусора тихоокеанского побережья заповедника. Сотрудники заповедника считают, что задержание госпожи Паничевой может быть связано с ее активным участием в подготовке научного обоснования для запрета строительства рыбоходного канала на природоохранной территории.
Утром 28 февраля в офисе Кроноцкого заповедника в Елизово следователи 6-го следственного управления Главного следственного управления Следственного комитета России (СКР) в сопровождении бойцов Росгвардии задержали Дарью Паничеву и доставили ее в Хабаровск. Задержание провели в рамках уголовного дела о растрате бюджетных средств, выделенных заповеднику в 2015–2016 годах, сообщил “Ъ” директор Кроноцкого заповедника Петр Шпиленок. Дело было возбуждено весной 2018 года в отношении владельца компании «Экология» Виталия Дрозда: предприятие было исполнителем в рамках проекта очистки территории заповедника. По официальным отчетам, с территории заповедника вывезли более 1000 тонн мусора и бочек с остатками ГСМ — следы хозяйственной деятельности 1960–1970-х годов. По данным различных источников, сумма госконтракта с «Экологией» составила от 250 млн до 400 млн рублей. По версии следствия, тендер был выигран незаконно, стоимость работ была завышена, часть бюджетных средств была похищена, а значительное количество мусора так и осталось в резервате. Ранее по этому делу был задержан предприниматель Руслан Ошуров, еще один соратник господина Дрозда, Дмитрий Лагуткин, скрывается в США. В конце лета 2018 года был также задержан бывший замдиректора заповедника Александр Ильин, который вел приемку работ подрядчика.
Как выяснил “Ъ”, обыски у сотрудников заповедника проходили с весны 2018 года. Дарью Паничеву несколько раз вызывали на допросы; по словам ее коллег, она содействовала следствию. «Как я понимаю, она только участвовала в работе комиссии по приемке, куда входили начальники нескольких отделов,— рассказал “Ъ” директор заповедника Петр Шпиленок.— Они же, еще до того как появился проект, обследовали районы, подвергшиеся антропогенной нагрузке. Теперь получается, что все эти сотрудники в группе риска, хотя не имели никакого отношения к финансам. Здесь слишком много вопросов, на которые приходившие сегодня следователи не дали нам ответов».
Коллеги госпожи Паничевой возмущены тем, что перед этапированием в Хабаровск ей не позволили заехать домой, чтобы попрощаться с сыном, которого она воспитывает одна, и собрать вещи. По словам начальника отдела правового и кадрового обеспечения заповедника Николая Окулова, еще до задержания госпожи Паничевой представитель следствия явился в школу к ее сыну и объявил, что его мама преступница, а его самого нужно будет передать в приют. Сейчас 15-летний подросток остается под присмотром классной руководительницы.
По мнению сотрудников заповедника, задержание Дарьи Паничевой может быть связано с ее участием в подготовке научных обоснований против проекта строительства рыбоходного канала на реке Кроноцкой. Как ранее сообщал “Ъ”, власти Камчатского края ранее обращались в Минприроды и Росрыболовство с просьбой дать оценку проекту использования Кроноцкого озера, входящего в состав заповедника, в рыбопромышленных целях (см. “Ъ” от 8 февраля). Проект, в частности, предполагает строительство рыбохода между озером и Тихим океаном. По словам собеседников “Ъ” в рыбпроме и правительстве РФ, за инициативой стоит владелец Русской рыбопромышленной компании (РРПК, входит в тройку крупнейших рыбодобывающих компаний России) Глеб Франк. Представитель Глеба Франка ранее сообщал “Ъ”, что «сейчас говорить о наличии проекта преждевременно», учитывая особый природоохранный статус территории.
«По стечению обстоятельств интерес к биосферному резервату стали проявлять, когда начались попытки проведения изысканий на Кроноцком озере и активное обсуждение в кулуарах правительственных кабинетов проекта создания промыслового стада нерки на ныне заповедных территориях»,— написал господин Шпиленок в Facebook. Он заявляет, что за год следствие не смогло доказать причастность его сотрудников «к каким бы то ни было махинациям», и предполагает, что «именно сейчас заинтересованные лица» стремятся «дискредитировать коллектив заповедника, а лучше полностью заменить».
За ночь коллеги госпожи Паничевой собрали более 370 ходатайств в центральный районный суд Хабаровска с требованием не заключать ее под стражу. Как сообщили корреспонденту “Ъ” друзья Дарьи Паничевой, обращения поступили от граждан, от коллективов научных центров, заповедников, общественных организаций и администраций муниципалитетов из различных регионов. Одними из первых прислали ходатайство сотрудники редакции «National Geographic Россия», а также Союз фотографов дикой природы. В пятницу утром обращение подписали сотрудники Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. На нескольких площадках ведется сбор подписей под обращениями с требованием остановить атаку на коллектив заповедника.
1 марта в Хабаровске состоялся суд по избранию меры пресечения для госпожи Паничевой. Ее адвокат передал судье большую часть обращений. Юрист заповедника Николай Окулов считает, что общественный резонанс помог добиться освобождения подозреваемой из-под стражи в зале суда. 2 марта Дарья Паничева вернется на Камчатку, где останется под домашним арестом до конца следствия. В СКР “Ъ” ситуацию пока не прокомментировали.