Юбилей ручной работы
Евгения Милова — о светской жизни
Вчера вечером в присутствии первых лиц города и театра отпраздновал столетие БДТ имени Товстоногова. Театр демонстрировал молодость формы и духа: зрителям выдали наушники — «неотъемлемую часть театрального действия» — и даже разрешили пользоваться в этот вечер камерами мобильных телефонов. Также на прошлой неделе в Москве вручили премию The Art Newspaper Russia при участии Mercury, Bentley и Dupont с последовавшим ужином в Bacarrat Cristal Room и показали фильм «Ван Гоги».
В БДТ, конечно, чувствовали себя обязанными в торжественный вечер вместить всю столетнюю историю театра. При этом организаторами явно руководило желание не слишком утомить зрителя. Таким образом, вместо ведущих торжественного вечера появились комментаторы в прозрачных будках. Как раз их голоса и были слышны в наушниках. Подобно комментаторам спортивных матчей они поясняли появления символических гимназисток и народных артистов. Когда на сцену вышел рэп-исполнитель, чтобы прогрессивно зачитать поэму «12» Александра Блока, первого худрука БДТ, эти комментаторы не замолкали. Видимо, не смогли воспринять такую манеру всерьез. «Эсхил Семенович, посмотрите, на сцене снова гимназистки!» — так переговаривались они. Роль Александра Блока полнее раскрыл Евгений Миронов, худрук Театра наций. Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал о совместных планах музея и театра на Венецианской биеннале. Также на сцену поднимался худрук МДТ Лев Додин: «Театр, который жил в свое время, впереди своего времени и даже часто вопреки своему времени, получал по шапке, а точнее по бейсболке»,— намекнул он на бессменный головной убор худрука БДТ Андрея Могучего. Впоследствии стало ясно, что в своем нынешнем состоянии театр властью максимально принят.
В зале сидели режиссеры Андрей Болтенко с супругой, актрисой Мариной Александровой, балерина Диана Вишнева, режиссер Константин Богомолов, журналисты Ксения Собчак и Татьяна Фельгенгауэр. Из зрительного зала дирижировал хором Теодор Курентзис. Знакомила с театром небольшого мальчика Алиса Фрейндлих. И все-таки главным действующим лицом постановки стал Олег Басилашвили. Ему и залу впервые показали съемку с репетиций «Трех сестер», просто нарезку рабочего материала с участием Георгия Товстоногова и его труппы, которую он прокомментировал. До стоячей овации всего зала.
Тут как-то театральная часть и завершилась. Казалось, впереди лишь банкет. Но не тут-то было. Первым вышел полпред по СЗФО Александр Гуцан с поздравительной телеграммой от президента Владимира Путина. Далась она ему не без волнения. Вслед за ним — министр культуры Владимир Мединский с приветствием от премьер-министра Дмитрия Медведева. После он добавил от себя: «Это большой аванс! Вы стоите на плечах титанов, будьте их достойны. Я по отчетности театра все вижу». Следующим вышел и. о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, который назвал театр великой визитной карточкой города. В итоге он не уходил дольше, чем господин Басилашвили, и совершенно не дал ничего сказать Андрею Могучему. Овации зала господин Беглов сорвал, вручив награды за заслуги перед городом Олегу Басилашвили и Алисе Фрейндлих. После была еще речь от заксобрания, завершившаяся неожиданно: «И дарим вам картину почти ручной работы». Потом снова взял слово господин Беглов, чтобы еще раз перебить господина Могучего: «В театре должен быть попечительский совет! Хороший попечительский совет!» Наконец, господин Могучий все же вернул себе слово: «БДТ — это театр будущего. Спасибо, друзья, с праздником».