Lada останется «Первым автомобилем»
Возобновлены государственные программы поддержки спроса на новые российские машины
С марта возобновилось действие государственных программ поддержки спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», разработанных Минпромторгом РФ. Ранее господдержка оказала существенное влияние на продажи автомобилей Lada, что, в том числе, позволило тольяттинскому производителю стать лидером российского рынка. Эксперты считают, что АвтоВАЗ останется главным бенефициаром программы.
С 1 марта возобновилось действие государственных программ поддержки спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», разработанных Минпромторгом РФ. В соответствии с правилами программ, для приобретения на льготных условиях доступны автомобили стоимостью до 1 млн руб., выгода при покупке составит 10% от стоимости машины. Программой «Семейный автомобиль» могут воспользоваться граждане, имеющие двух или более несовершеннолетних детей, а программой «Первый автомобиль» — автолюбители, впервые приобретающие собственную машину. Скидка в 10% предоставляется при покупке автомобиля в кредит.
«Мы с 1 марта в этом году продолжаем запускать хорошо зарекомендовавшую себя программу: социальные программы "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль". С этого года мы согласовали в правительстве объем бюджетных ассигнований. Поэтому рассчитываем, что это даст дополнительный прирост производства и поддержит автомобильную промышленность»,— сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
Обе программы с перерывами действуют в России с 2015 года. По итогам только прошлого года по программе было продано 99,5 тыс. автомобилей. При этом при помощи программы в прошлом году было приобретено примерно 40% автомобилей тольяттинского производителя.
Ранее эксперты отмечали, что государственные программы значительно повлияли на рост продаж автомобилей, производимых ПАО «АВТОВАЗ». По итогам 2018 года две модели ПАО «АВТОВАЗ» стали самыми популярными автомобилями на российском рынке. При этом тольяттинский автопроизводитель продемонстрировал рост в 16% при общем подъеме рынка на 12%. Модели Vesta и Granta в рейтинге популярности обошли корейский автомобиль Kia Rio, став самыми продаваемыми моделями прошлого года.
В январе текущего года Granta стала самой популярной моделью, ее приобрели 7630 человек, что на 43,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Мы считаем, что программы поддержки спроса, введенные Министерством промышленности и торговли c 1 марта 2019 года, окажут позитивное влияние на покупательскую активность и обеспечат сохранение тренда роста российского автомобильного рынка. Эти меры показали свою высокую эффективность в прошедшие годы. Государственные программы, дополненные привлекательными предложениями от Lada, предлагают нашим клиентам исключительные условия для покупки моделей Lada в марте 2019 года»,— сказал президент ПАО «АВТОВАЗ» Ив Каракатзанис.
Генеральный директор «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер считает, что из-за существенного снижения финансирования программ со стороны Минпромторга не стоит ожидать заметного изменения в динамике продаж. «Если в прошлом году после двукратного сокращения этой статьи расходов на поддержку рынка Минпромторг все-таки нашел 31,9 млрд рублей, то в этом году это всего 11,9 млрд, что явно недостаточно для оказания существенного влияния на динамику продаж»,— сказал господин Вальтер.
Он отмечает, что из-за низкой ценовой планки в 1 млн руб. существенно снизился круг производителей, которые могут рассчитывать на рост продаж за счет стимулирующих мер. «По сути сейчас это Renault-Nissan-Mitsubishi (в основном за счет бюджетных моделей линеек Renault, Datsun и Lada), VAG (в основном за счет VW Polo и Skoda Rapid), Ford и Hundai-KIA.?Французы из PSA и японские бренды из борьбы за меры господдержки уже "вылетели"»,— сказал эксперт.
Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что АвтоВАЗ является главным бенефициаром правительственных программ. «Автомобили АвтоВАЗа идеально подходят под ограничение по цене по госпрограммам: даже в максимальных комплектациях они стоят дешевле, а обслуживание — очень доступно и тоже дешевле импортных автомобилей аналогичного класса. Полагаю, что сработает также еще один тренд: Lada Granta активно будут брать таксисты, так как ее принимают агрегаторы такси, а агрегаторы, в свою очередь, становятся все более популярными. Ничто не мешает брать эту модель по госпрограмме со скидкой 10%, а затем использовать в такси, увеличивая рентабельность перевозок. Если завод увеличит производство универсалов на базе Granta, то продажи будут еще выше, думаю, что населению универсалов не хватает. Новая модель "Нивы" (Lada 4x4. — “Ъ”), хотя и обладает спорными характеристиками вроде муфты вместо постоянного полного привода, тоже найдет своего покупателя по программам "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль"»,— считает эксперт.