«Пока будем наслаждаться странными деструкциями человеческого тела»
Дмитрий Буткевич — о выставке галереи Тейт в ГМИИ имени Пушкина
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает, работы каких авторов будут представлены на выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в столичном музее.
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас с термином «Лондонская школа». Уверен, их мало. Хотя представителей этой самой школы вы наверняка знаете — одного из самых дорогих мировых аукционных художников Френсиса Бэкона. Пятое место в списке продаж, $142,5 млн еще в 2013 году, получены за три эскиза для портрета Люсьена Фрейда, а вот и еще один всем известный представитель этой школы.
Само определение «Лондонская школа» было введено в искусствоведческий оборот художником Р.Б. Китаем, который организовал в 1976 году выставку «Человеческая глина», где участвовал сам, вместе с Бэконом, Фрейдом, Франком Ауэрбахом, Леоном Коссофом и Майклом Эндрюсом. Творчество этих шестерых живописцев, а также четырех позже примкнувших к направлению фигуративной живописи в противовес «провинциальному и ортодоксальному авангардизму» (по словам Китая) — Юэна Аглоу, Дэвида Бомберга, Уильяма Колдстрима и Паулы Регу — представлено на выставке в ГМИИ имени А.С. Пушкина, которая пройдет с 5 марта по 19 мая в сотрудничестве с Тейт (Лондон) и при поддержке генерального спонсора музея банка ВТБ. Представлено 80 работ живописи и графики из собрания Тейт.
Проект «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» продолжает межмузейное сотрудничество крупнейших институций Москвы и Лондона. Уже прошли выставки из истории британского искусства «Тернер» в 2008-м, «Уильям Блейк и британские визионеры» в 2011-м, «Прерафаэлиты» в 2013-м. Московские зрители уже видели экспозиции послевоенного искусства на выставке 2017 года «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». Пришла пора важнейшего направления в европейской живописи второй половины XX века. Теперь, по логике, надо ждать с визитом «молодых британских художников» — «Young British Artists» с Хёрстом и Коллишоу. И тогда история островного искусства XX столетия станет для нас зрительно-осязаемой.
А пока будем наслаждаться странными деструкциями человеческого тела в интерпретации Фрейда и Бэкона, пейзажами Лондона, работами на основе литературных источников и фотографий.