«По патриотическому имиджу президента Порошенко нанесен колоссальный удар»
Максим Юсин — о ходе предвыборной кампании на Украине
На Украине предвыборная кампания вступает в решающую фазу. После 7 марта претенденты, внесенные в избирательные списки, уже не смогут снять свои кандидатуры, списки станут окончательными. Обозреватель «Ъ» Максим Юсин попытался проследить последние тенденции и понять, насколько прочны сегодня позиции президента Петра Порошенко.
Когда в последний раз, в конце прошлого года, я был на Украине, один из советников Петра Порошенко объяснял мне стратегию президентской команды в разворачивающейся предвыборной гонке. «Главное для нас, — говорил он мне, — представить ситуацию так, что украинцам придется выбирать между Порошенко и Путиным, между украинским патриотом и его соперниками, агентами Кремля». В течение последних месяцев именно на это и делалась ставка. И томос, и закон о языке, и постоянные заявления к месту и не к месту об «окончательном уходе» от Москвы, от империи, от москалей (даже это оскорбительное, неполиткорректное слово президент сейчас не брезгует употреблять).
Порошенко, который изначально, конечно, не был никаким националистом, так успешно подстроился под них, что, похоже, уже не сможет расстаться со своим новым имиджем.
Даже если представить, что через месяц он будет переизбран президентом и отношения с Москвой так или иначе придется выстраивать, у этого президента, я боюсь, выстроить их уже не получится. Слишком многое сказано и сделано, и назад, видимо, пути нет. Да и в Кремле, в отличие от 2015-го и 2016 годов, когда Порошенко воспринимали как меньшее зло, как потенциального партнера и собеседника, подход, похоже, изменился.
Там не забыли и не простили ни томос, ни попытку прохода украинских кораблей под Крымским мостом и те проблемы, которые это создало в отношениях между Россией и Западом.
Впрочем, на украинских выборах голосуют граждане этой страны, и мнение Кремля в данном случае, к счастью или к несчастью, не станет определяющим. Но вот парадокс: складывается впечатление, что даже внутри Украины ставка Порошенко на радикальный национализм не оправдывается, не приносит плодов. Его конкуренты на выборах, представляющие как раз патриотический электорат, не согласились перейти под знамена президентской администрации. Они объединяются именно против президента. Мэр Львова Андрей Садовой и журналист Дмитрий Гнап сняли свои кандидатуры в пользу бывшего министра обороны Анатолия Гриценко.
То есть у национально ориентированного электората появился свой полюс притяжения, и это вовсе не действующий глава государства.
Ведь никакой томос не заставит украинских патриотов забыть о том, что до последнего времени президент имел бизнес в России, а липецкая кондитерская фабрика платила налоги в бюджет государства, официально провозглашенного врагом. А тут еще вспыхнул и новый скандал — как выяснилось, бизнес-партнеры президента наживались на собственной армии, продавая ей втридорога запчасти, контрабандой доставленные из той же России. По патриотическому имиджу Порошенко нанесен колоссальный удар. И мне трудно представить, как он сумеет от этого удара оправиться.
Впрочем, Петр Порошенко неоднократно в прошлом демонстрировал уникальную политическую выживаемость. И не исключено, что в запасе у него есть еще какие-то ходы, чтобы перехватить инициативу. До первого тура президентских выборов — еще почти месяц. По украинским меркам это колоссальный срок. И нас еще могут ждать немало сюрпризов и домашних заготовок политтехнологов, работающих на главу украинского государства.