Сборная России оправдает любые ожидания
На что она может рассчитывать на мировом первенстве в Швеции, непонятно никому
На открывающемся завтра в шведском Эстерсунде чемпионате мира сборная России выступит в традиционной для себя в нынешнем десятилетии роли — команды, от которой непонятно чего ждать. Ее потенциал вроде бы сулит если не россыпь наград, то хотя бы горсточку, что уже будет прогрессом по сравнению с предыдущими топ-турнирами. Ее форма во второй половине зимы намекает, что, как это уже часто бывало, первенство может обернуться полным крахом.
Какой результат будет считаться хотя бы относительным успехом для российской сборной на чемпионате мира, программа которого расширилась до дюжины состязаний за счет опробованного на этапах Кубка мира сингл-микста (в нем, в отличие от классической смешанной эстафеты, открывающей турнир, бегут не по двое представителей мужской и женской команды от страны, а по одному), примерно понятно. Биатлон давно приобрел в России особенный статус с точки зрения популярности, ворвавшись в ту нишу самых обожаемых жанров, что прежде занимали футбол с хоккеем. Но при этом давно расстался и с державшимся с советских времен приятным статусом вида, гарантирующего медальные потоки с любого крупного турнира. Вместо потоков — хилые ручейки.
В нынешнем десятилетии, если брать именно топовые турниры, отечественный биатлон демонстрировал удивительную стабильность. На мировом первенстве 2011 года он добыл три награды, и после этого их количество неизменно умещалось в скромнейшем диапазоне от нуля до двух. Более или менее счастливым исключением какое-то время побыла Олимпиада в Сочи с четырьмя российскими призовыми местами, но разразившийся вскоре после нее допинговый кризис сократил набор как раз ровно наполовину.
А дефицит побед был еще более очевидным. За все эти годы их у сборной России набралось три — неожиданный взлет Екатерины Юрловой в индивидуалке на чемпионате мира 2015 года плюс два триумфа мужской эстафеты: первый — на сочинской Олимпиаде, второй — на мировом первенстве в Хохфильцене двухлетней давности. Причем олимпийское золото из-за допингового расследования по участнику российского квартета Евгению Устюгову, кажется, подвисло.
В общем, как полноценный прорыв, как доказательство полезности случившихся по окончании прошлого сезона масштабных перестановок на всех уровнях (новый президент Союза биатлонистов России — Владимир Драчев вместо Александра Кравцова, новый тренерский штаб, новые критерии отбора в сборную) наверняка будет восприниматься такой итог — выцарапанное где-нибудь золото, сдобренное еще двумя-тремя попаданиями в призы. А аргументы, как ни странно, найдутся и у тех, кто убежден в реальности сюжета, и у тех, для кого он выглядит абсолютно фантастическим.
Оптимисты, разумеется, укажут на показатели сборной России в текущем розыгрыше Кубка мира. Они действительно впечатляют, особенно учитывая тот факт, что ее покинул завершивший карьеру Антон Шипулин, единственная настоящая суперзвезда отечественного биатлона, единственный, от кого исходила угроза лучшим среди лучших. А два спортсмена, тянувшие прежде на роль потенциальных наследников Шипулина, время от времени громко «выстреливавшие» — Антон Бабиков и Максим Цветков,— «сдулись» так основательно, что распрощались с «основой». Так вот, в этом розыгрыше — притом что будут еще чемпионат мира и финальный этап в Норвегии — в активе сборной России уже три золота, два серебра и шесть бронз. Это намного больше, чем она заработала за прошлый сезон — сезон с Шипулиным — целиком. В нем у нее было две золотые и пять бронзовых наград. А Александр Логинов, недавно четвертый-пятый номер команды, добавил так, что заставил забыть о невосполнимости потери лидера. Логинов — второй в общем зачете Кубка мира после норвежца Йоханнеса Бё, и ему случалось бить на трассе и его, и других грандов, вроде слегка скисшего француза Мартена Фуркада, еще год назад доминировавшего в биатлоне. Не включать его в список главных фаворитов чемпионата мира глупо хотя бы по формальному признаку.
Скептики, разумеется, обратят внимание на важный нюанс. Ну да, показатели в целом неплохие, но имеет значение тайминг. Львиная доля достижений сборной России относится к «разгонной» части сезона — трем этапам в 2018 году и посленовогоднему этапу в немецком Оберхофе. На них она взяла девять медалей из одиннадцати. Оберхофский этап — с двумя эстафетными золотыми наградами (до них дотянула даже, как всегда, куда менее выразительная в целом, чем мужская, женская команда), с феноменальной спринтерской гонкой в исполнении Логинова — вообще смотрелся пиком, достигнутым слишком не вовремя, потому что дальше ничего особенно хорошего у сборной России не было. Ни в немецком Рупольдинге, ни в итальянском Антхольце, ни на двух североамериканских этапах — в Канаде и США — серьезных взлетов у россиян не было. А ценность бронзовых медалей Логинова и мужской эстафеты в канадском Канморе сомнительна из-за того факта, что за океан конкуренты повезли далеко не оптимальные составы, предпочтя готовиться к чемпионату мира без гигантских путешествий по часовым поясам и климатическим зонам.
Если отталкиваться исключительно от происходившего на этих этапах, то ощущение явного прогресса российской сборной уже не имеет той актуальности, которую имело на стыке декабря и января. Она скроена в основном из опытных, крепких, но не претендующих на большее, чем топ-20, биатлонистов — таких, как Евгений Гараничев, Дмитрий Малышко, Матвей Елисеев, Екатерина Юрлова, которым забраться высоко-высоко может помочь разве что жуткое везение или феноменальное озарение. Ее фронтмен, однажды сверхбыстрый, уже просто быстр и по скорости не превосходит как минимум полдесятка оппонентов, а некоторым, очевидно, уступает, поэтому нуждается кровь из носу в идеальной стрельбе. А стрельба у Логинова как-то трансформировалась из отличной в посредственную.
Для такой сборной России и традиционный потолок из пары медалей довольно далек. А надежда перекрыть его может быть связана лишь с версией, что резкое январско-февральское падение было точно такой же тонкой задумкой, как и планомерное восхождение к новогоднему пику, и что это падение предполагает такой же резкий набор тонуса к состязанию, от которого зависит окраска всего сезона.
Состав сборной России
Мужчины. Александр Логинов, Евгений Гараничев, Матвей Елисеев, Дмитрий Малышко, Александр Поварницын, Никита Поршнев и Эдуард Латыпов.
Женщины. Екатерина Юрлова-Перхт, Светлана Миронова, Евгения Павлова, Ирина Старых, Анастасия Морозова, Ульяна Кайшева и Лариса Куклина.
Расписание чемпионата мира
7 марта. Смешанная эстафета
8 марта. Спринт (женщины)
9 марта. Спринт (мужчины)
10 марта. Гонка преследования (женщины), гонка преследования (мужчины)
12 марта. Индивидуальная гонка (женщины)
13 марта. Индивидуальная гонка (мужчины)
14 марта. Сингл-микст
16 марта. Эстафета (женщины), эстафета (мужчины)
17 марта. Масс-старт (женщины), масс-старт (мужчины)