ГИБДД встала на защиту автомобилистов
Помогут ли знаки на перекрестках уменьшить число нарушителей
Московские автоинспекторы решили помочь случайно выезжающим на встречку водителям. Столичное управление ГИБДД потребовало от властей города установить знаки на перекрестках с плохоразличимой разметкой. Зачастую водители получают штрафы и лишаются прав, когда выезжают на встречную полосу из-за того, что разметка просто занесена снегом или скрыта за поворотом. Помогут ли знаки уменьшить число таких нарушителей? И легко ли доказать в таком случае свою правоту? Об этом — Владимир Расулов.
Так, автомобилист Артур уверят, что правила дорожного движения он нарушил невольно. Мужчина ехал в Москве по проспекту Мира мимо станции метро «Рижская» и решил заправиться. Однако на АЗС обнаружил, что поворачивая туда, двигался по встречной полосе. Сотрудников ГИБДД, к счастью, рядом не было и штрафа, а тем более лишения прав, избежать удалось. Но если бы в том месте не стерлась разметка и стояли соответствующие знаки, никакого бы нарушения и не было, пояснил Артур: «Получается так, что полоса идет в сторону выезда на проспект Мира из-под Крестовского путепровода, а полоса, которая позволяет проехать под этот путепровод или на Третье транспортное на разворот находится буквально в 30 метрах от заезда на АЗС. У меня тогда сложилось полное впечатление, что это кусок одностороннего движения.
Наличие знака в этом месте, кардинально бы поменяло восприятие дорожной обстановки в этом месте».
Впрочем, подобных «ловушек» в Москве немало. В одну из них можно попасть на пересечении Бутырской улицы и 1-й Хуторской. При съезде по прямой водитель оказывается на встречке Новодмитровской улицы. Никаких предупреждающих знаков об этом нет. Подобное нарушение грозит штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав до полугода. И как раз в этом месте часто дежурят сотрудники ГИБДД. В таких «ловушках» есть коррупционная составляющая, рассказывает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Это даже не места, а ловушки-кормушки. Инспекторы там стоят годами, так почему же они не написали раппорт о том, что это место опасное, что нужно поменять разметку или поставить знаки? Это работа по внесению изменений в одну бумажку.
У нас в стране это приобретает фантасмагоричные масштабы и на внесение изменений в один документ у нас уходят годы».
Видимо, чтобы таких случаев было меньше, Госавтоинспекция направила требование в префектуру об установке знаков, которые запрещают движение по встречным полосам. Но водителей, которые ранее попались на встречке, это не касается. Им предстоит доказывать свою правоту в суде. И сделать это будет непросто, считает представитель московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров: «После расширения тротуаров, перестройки улиц, введения полос для общественного транспорта, таких мест стало даже больше. Судебная практика такова, что у нас нет оснований не доверять сотруднику полиции. Это стандартная формулировка. То есть если сотрудник полиции злоупотребит своим правом и составит протокол, то суды в основном всегда встают на сторону полицейского».
Впрочем, вскоре появится еще одна причина в принципе не выезжать на встречку. Госдума в начале февраля приняла в первом чтении так называемый закон о «народных инспекторах». И когда он заработает, наказывать за нарушения можно будет на основе присланных гражданами фото и видео без составления протокола.
Столичные власти пока не комментировали требования ГИБДД установить знаки на проблемных участках дорог. Тем временем с первого марта московских водителей начали штрафовать за остановку на «вафельной» разметке на загруженном перекрестке более пяти секунд — нарушения отслеживают камеры.