Против «Белой горячки»
Музей Patek Philippe в Женеве
Женева, как и вся Швейцария, место затратное: за входной билет в Музей Patek Philippe на улице Старых Гренадеров, 7 придется выложить чисто символические по местным меркам — и вполне заметные по любым другим — десять франков. Ровно столько же стоит полулитровый бокал «Белой горячки» в расположенном неподалеку баре «Слон в алюминиевой банке». При этом за свои десять франков посетитель музея не получит права фотографировать (это, впрочем, можно делать в фойе) и не увидит интеллектуальную сокровищницу собранной семьей Стерн библиотеки часовой литературы в 8 тыс. томов, одной из наиболее представительных в мире, а также стародавние записи о часах бренда в архиве Patek Philippe и рабочий кабинет прежнего гендиректора Patek Philippe Филиппа Стерна, выдающегося знатока часового дела. Зато приобретет возможность подробнейшим образом рассмотреть собранные им 2 тыс. образцов высокого часового искусства.
Коллекцию частного Музея Patek Philippe в Женеве можно было бы сравнить с собранием Музея часового и эмалевого искусств, входящего в структуру Музея искусства и истории Женевы, ведущей музейной институции города. Однако сравнивать не приходится — после ограбления в ноябре 2002 года это собрание остается недоступным для публики. Патековский музей открылся незадолго до того — в 2001 году. Импульс к его открытию дал убедительный успех исторической выставки, проводившейся в юбилейном, 1989 году, когда бренд отмечал свое 150-летие, как раз в Музее часового и эмалевого искусств. На той выставке была показана впечатляющая коллекция — примерно полтысячи шедевров Patek Philippe.
Современная коллекция патековского музея отличается весьма продуманной и логичной структурой. Принимаясь за создание этой коллекции, Филипп Стерн остановился на трех наиболее существенных и интересных для него и его фирмы темах: истории и часах Patek Philippe, наиболее значимых образцах портативных часов с начала XVI по конец XIX века и женевской эмалевой миниатюре. Последняя тема затрагивает историю семьи Стерн, с 1898 года владевшей фабрикой Fabrique de cadrans Stern Freres S.A. по производству циферблатов, в том числе эмалевых.
Начиная экскурсию по музею, невозможно миновать образец эмалевого дела, происходящий — в виде исключения — из России. Это братина из позолоченного и декорированного эмалью серебра c дюжиной чарок, подаренная женевской фирме русским императором Николаем II в качестве ответного жеста на преподнесенные ему в 1895 году сложные карманные часы. Тогда компания, основанная польскими эмигрантами, отказалась от почетного звания поставщика императорского двора, аргументировав это избыточной загруженностью имеющимися у нее заказами. Кстати, в коллекции музея есть еще один экспонат из России — это полностью деревянные карманные часы братьев Бронниковых из Вятки.
Экспозиция, посвященная истории портативных часов, заслуживает того, чтобы безраздельно посвятить ей все внимание. Вы найдете в ней ранние нюрнбергские портативные часы 1530-х с механизмами, полностью изготовленными из железа, первый карманный вечный календарь английского часовщика Томаса Мюджа 1672 года, изящные карманные часы с прозрачным механизмом, сделанным из горного хрусталя (середина XIX века). А еще — всевозможные репетиры, часы с боем и анимированными сценами на циферблатах, многочисленные эмалевые шедевры, модели фантазийных форм — вплоть до часов-пистолетов с механическими поющими птичками, коих на весь свет будет с десяток экземпляров. Техническая сторона часового искусства представлена прецизионными часами времен Роберта Гука, хронометрами Фердинанда Берту и других великих мастеров, хронографами разнообразных типов и конструкций.
Попав в залы музея, быстро понимаешь, что одного дня на то, чтобы осмотреть экспозицию, не хватит. Эта сокровищница достойна того, чтобы запланировать еще как минимум несколько посещений. Тем более что Питер Фрайсс, куратор музея, обещает в этом году подготовить мобильного помощника. Скорее всего, это будет планшет, в специальное приложение которого предполагается загрузить полную информацию обо всех экспонатах,— с ним экскурсия по Музею Patek Philippe станет еще увлекательней.