За всеобщую газификацию
Власти еще со времен СССР выступают за то, чтобы переводить на газ как коммерческие, так и частные автомобили. Однако процесс этот идет неспешно: если, например, в Китае общее число используемых на газу автомобилей уже превысило отметку в 5 млн единиц, то, по подсчетам аналитической компании Russian Automotive Market Research, общее официальное число газовых и битопливных авто в России сейчас составляет всего около 245 тыс. Сегодня газовые и битопливные авто занимают мизерные 0,2% в структуре продаж новых легковых автомобилей, в структуре грузовых — 1–2%, легких коммерческих авто — 8–10%, автобусов — 11–12%. Впрочем, по мнению ряда наблюдателей, данные цифры не учитывают машины, владельцы которых сами переоборудовали свое транспортное средство под газовое топливо. Обычно переоснащение таких авто официально не регистрируется и потому не учитывается статистикой. Некоторые участники рынка газомоторного топлива говорят о том, что число авто на газе в России достигает 2 млн, однако и эти показатели весьма малы, так как составляют примерно 4% от всего автопарка страны.
Слабое звено процесса газификации автомобильного транспорта в России — эта катастрофическая нехватка заправочных станций: сегодня на всей территории РФ насчитывается только порядка 400 газовых станций для авто (для сравнения, традиционных АЗС в стране насчитывается свыше 15 тыс.). Государство уже развивает программы поддержки газомоторного топлива, и в ближайшее время оно намерено еще больше активизироваться: Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса недавно разработало программу развития рынка газомоторного топлива, которая рассчитана на ближайшие шесть лет и запрашивает выделение из бюджета 174,7 млрд руб. на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям на закупку общественного транспорта и другим участникам рынка. В частности, согласно новым мерам поддержки, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25% до 40% расходов на эти цели. В результате реализации программы Минэнерго ждет роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд куб. м в год, к 2024 году (см. график 1). К этому же сроку предусмотрено строительство новых 1,4 тыс. газовых заправок (см. график 2), а рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тыс. единиц. Кстати, представители АвтоВАЗа заявляют, что они уже чувствуют подъем спроса на газовые автомобили в России: по итогам прошлого года предприятие выпустило более 2 тыс. газовых Lada Vesta CNG, что в 2,5 раза больше, чем в 2017 году. Вполне вероятно, что новая газовая модель Largus будет продаваться даже более активно в связи с тем, что эту машину чаще используют в коммерческих целях, где эксплуатация авто происходит более активно, машины накручивают большие пробеги, соответственно, становится выгодным использовать более доступное газовое топливо.