Депутаты отправили министра Орешкина на переподготовку
Чтобы получить реальную информацию о реализации нацпроектов
Депутаты Госдумы впервые в своей практике прервали правительственный час (регулярно проводится для того, чтобы встретиться с главой конкретного министерства и обсудить, в том числе в режиме критики, проблемы отрасли). В среду, 6 марта, гостем был министр экономического развития Максим Орешкин, от которого депутаты ожидали информации «о приоритетах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и о ходе реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"».
Традиционную схему обсуждения — выступление министра, вопросы депутатов, выступления глав профильных комитетов и лидеров фракций — нарушил спикер Вячеслав Володин («Единая Россия»). Он сам начал задавать вопросы Максиму Орешкину, как только министр закончил выступление. Из всех цифр, сообщенных главой Минэкономразвития, спикера заинтересовал показатель экономического роста — 2,3% по факту прошлого года и 1,3% по прогнозу на нынешний год.
Господину Володину было непонятно, каким образом министерство рассчитывает в будущем году обеспечить экономике рост в 3–3,5%.
Именно о таком росте вел речь президент 20 февраля в своем последнем послании парламентариям, напомнил спикер министру. В связи с этим он попросил Максима Орешкина сообщить, какая сумма из тех 1,7 трлн руб., что заложены в бюджет нынешнего года под национальные проекты, уже доведена до регионов. Господин Орешкин сообщил, что со всеми регионами уже заключены соглашения по реализации нацпроектов, предусматривающие в том числе порядок поступления средств из федеральной казны.
Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Главное
«Хотя бы в процентном отношении, сколько доведено»,— не отступал спикер. «10%»,— уточнил министр, сославшись на то, что полную информацию об этом можно получить в Минфине.
В ответ господин Володин заявил, что подобные темпы не могут устроить депутатов в связи с теми задачами, которые поставил президент в своем послании. Он поинтересовался у господина Орешкина, готов ли тот к разговору на эту тему.
Ваш браузер не поддерживает видео
Господин Орешкин уточнил, что он готов к разговору по заявленной теме — о нацпроекте о малом и среднем предпринимательстве. Но спикер обратил внимание на первую часть тем — «о приоритетах социально-экономического развития» и предложил перенести правительственный час на другой день, дав министерству время для подготовки к такому разговору с депутатами.
При этом господин Володин еще раз напомнил президентское послание в той части, в которой президент обратился в целом к представителям власти: «Не можете — отойдите». «Если нужна помощь парламента, скажите в чем. Мы тут единомышленники»,— примирительно подытожил спикер.
Максим Орешкин сообщил, что будет готов к повторному общению с депутатами «в конце марта—начале апреля». Министр отметил, что согласен с решением перенести выступление, чтобы обсудить «в целом достижение целей национального развития». «Вячеслав Яковлевич (Володин) поставил вопрос гораздо шире, касающийся уже не только моего министерства, но и правительства в целом. Поэтому понятно, что к детальному обсуждению правительственной повестки я подготовлен не был. Поэтому и была достигнута договоренность о переносе сроков обсуждения»,— заявил позднее Максим Орешкин.
По словам министра, эмоциональность речи спикера Госдумы была обусловлена «масштабностью и проблематикой тех задач, которые необходимо решать». «Это действительно серьезный вопрос, касающийся всей страны и ее развития»,— подчеркнул он.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал решение господина Володина перенести выступление министра Орешкина «рабочим процессом».
Во сколько обойдутся нацпроекты
Нацпроекты 2018–2024 годов, над которыми будет работать новое правительство Дмитрия Медведева, очень похожи на нацпроекты времен его президентства в 2008–2012 годах. В «двадцатипятитриллионном плане» Белого дома, с которым ознакомился “Ъ”,— 13 проектов, развивающих уже существующие. Наиболее крупные его расходы — онкологическая программа, обеспечение госсектора и школ цифровыми каналами связи, ремонт дорог в нестоличных мегаполисах и инвестиции в российское программное обеспечение для «цифрового государства». В год они будут стоить дополнительно 150–200 млрд руб. каждый. Самый логичный способ покрыть эти расходы — экономия бюджета при повышении пенсионного возраста.