Никита Белых воспитывает зэков

Он старается заинтересовать осужденных классической литературой и рассказывает им о послании Владимира Путина

Бывший губернатор Кировской области Никита Белых, отбывающий восьмилетний срок в ИК-5 под Рязанью, стал в ней одним из самых заметных арестантов. Работая библиотекарем, он взялся за просвещение осужденных. Для этого Никита Белых проводит конкурсы, призы в которых — сигареты и послабления по режиму, и ведет для арестантов радиопередачу о литературе, в которой ему недавно пришлось рассказывать о февральском послании Владимира Путина Федеральному собранию. О своем пребывании в тюрьме Белых рассказывает в колонках на сайте Whitenews, принадлежащем его семье. Никита Белых — едва ли не самый активный из бывших высокопоставленных чиновников, находящихся в заключении. Они чаще всего замыкаются в себе и «пытаются выжить», вспоминая свои былые заслуги.

Бывший губернатор Кировской области Никита Белых

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Никита Белых получил восемь лет колонии строгого режима за взятку в размере €150 тыс. (ст. 290 УК РФ) от гражданина Германии Юрия Судгаймера. Приговор был вынесен Пресненским судом Москвы 1 февраля 2018 года, утвержден Мосгорсудом в мае, а в ИК-5 (село Клекотки Скопинского района Рязанской области) Никита Белых был этапирован в июне.

В колонии экс-губернатор попал на одну из самых почетных в местах заключения должностей — стал библиотекарем.

С сентября он рассказывает о своем быте в колонках, выходящих на сайте Whitenews. По словам супруги Никиты Белых Екатерины, это часть их «семейного проекта» Whitemediagroup. В этот холдинг входят также издание «На Рублевке life digital» и мясной ресторан «Охота» в Подмосковье.

«Уже сейчас ему есть что рассказать о своем опыте в жизни колонии»,— объясняется в преамбуле к первой колонке Никиты Белых, вышедшей в сентябре 2018 года под названием «Осужденные — тоже люди». В ней Белых, не отрицая наличия среди арестантов «полных моральных уродов», напоминает, что репрессиям «подвергались люди, которые становились символами государства», к примеру, Нельсон Мандела и Фидель Кастро. Экс-губернатор не встречал в ИК-5 любителей «группы "Лесоповал" и Михаила Круга»: «А вот поклонников раста, чилаута, классической музыки, джаза — полно».

Белых проводил среди осужденных конкурс по рисованию. Призами были официальные поощрения от руководства ИК-5, которые «рассматриваются при запросе на УДО, смене режима содержания и в прочих ситуациях». Экс-губернатор еженедельно устраивает «интеллектуальные викторины», в которых победители получают «универсальную тюремную валюту» — сигареты. Он вывешивает на стенде в библиотеке и в каждом отряде «вопросы на эрудицию и смекалку», ответы в записках приходят в библиотеку. «Если для того, чтобы осужденные стали больше читать, думать, интересоваться, надо потратить N блоков сигарет, я это сделаю»,— объясняет он. Никита Белых рассказывает, что ему приходилось дисквалифицировать осужденных, которые давали верные ответы, но при личном общении «показывали полное незнание» темы, по которой задавался вопрос.

Никита Белых — главный пропагандист колонии. С согласия руководства ИК-5 он объявил там «Год отечественной литературы». В радиопередаче, которую экс-губернатор ведет для арестантов, он собирается в течение 2019 года рассказать о «40 русских классиках», от Афанасия Фета до Александра Солженицына.

Как утверждает Белых, поток читателей в библиотеке растет, и если раньше они брали развлекательную литературу, то теперь под его влиянием заинтересовались и классиками.

А две недели назад Белых, по просьбе слушателей, рассказывал о послании Владимира Путина Федеральному собранию 20 февраля. Обитатели ИК-5 не смогли его посмотреть, так как телевизоры в колонии не работали из-за перехода Рязанской области на цифровое вещание. Оборудования в телестудии колонии для нового сигнала не было, средства на новую не выделены. «В результате, когда жители регионов радовались серьезному изменению в качестве жизни, осужденные в колонии глухо матерились»,— описывает ситуацию Белых, предполагая, что «ситуация достаточно репрезентативна» для всей системы ФСИН.

Кроме всего он объявил о создании общественной организации «Тюремные библиотеки России» (в ЕГРЮЛ пока не значится). «По мировым стандартам площадь библиотек в колониях должна составлять не менее 200 кв. м, а у нас она неполных 25 кв. м с учетом мест для сотрудников»,— отмечает экс-губернатор и жалуется на некачественный книжный фонд.

Никита Белых считает, что «исправительная функция» ФСИН развита слабо. «Сама система ФСИН и атмосфера внутри учреждений инициативу точно не поощряет. Понятно, что управлять безмолвной и безынициативной массой проще. И наверное, обеспечивать порядок примитивными методами легче. Но мне кажется, что должен существовать принципиально иной подход. Если существует инициатива, которая не нарушает условий изоляции, имеет ресурсное обеспечение и поддержана значительным количеством осужденных, то она должна автоматически одобряться»,— настаивает он.

В пресс-службе управления ФСИН по Рязанской области “Ъ” сказали, что не видят ничего плохого в публикациях Белых. «У него, как у других осужденных, нет доступа к интернету, колонки размещает его супруга. Он, видимо, передает ей их на бумаге или просто наговаривает. В этом нет ничего незаконного, соответственно, и у нас претензий нет»,— сообщили в ведомстве. Екатерина Белых подтвердила “Ъ”, что негативной реакции руководства колонии на эти публикации нет.

Никита Белых — самый активный бывший высокопоставленный чиновник, находящийся в заключении.

Экс-министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев также работает библиотекарем в ИК-1 строгого режима в Тверской области. Туда он попал в конце мая 2018 года, после того как Мосгорсуд утвердил ему обвинительный приговор и восьмилетний срок по делу о получении $2 млн взятки (ст. 290 УК РФ) от главы «Роснефти» Игоря Сечина. В конце прошлого года Алексей Улюкаев рассказывал журналистам, что в библиотеке ИК-1 более 15 тыс. томов и около 300 читателей. Среди книг — «отличные издания русской классики и зарубежных авторов», а с осужденными «иногда случаются интересные беседы» о литературе. О просветительской активности Алексея Улюкаева, подобной той, что развил Никита Белых, ничего не известно. Адвокат Лариса Каштанова, представляющая интересы экс-министра, отказалась говорить о нем с “Ъ”.

Дожидающиеся приговоров бывшие руководители ведут себя еще менее активно. К примеру, находящийся в Лефортово экс-глава Марий Эл Леонид Маркелов «занимается выживанием», говорит его адвокат Сергей Севрук. «У него двухместная камера. Раньше он сидел с одним из фигурантов дела Сугробова (экс-глава ГУЭБиПК МВД РФ Денис Сугробов, осужденный в 2017 году как организатор "полицейского ОПС".— “Ъ”). Сейчас его сокамерник — майор ФСБ, который участвовал в деле бывшего заместителя главы ФСИН России (обвиняется в получении взятки и растрате.— “Ъ”). Нужно знать характер Маркелова — помимо знакомства с материалами дела он может часами вспоминать о том, как много сделал для Марий Эл и для благоустройства столицы республики — Йошкар-Олы»,— рассказал господин Севрук. Он добавил, что «раньше Маркелов играл в шахматы», а сейчас читает книги: «Заказывал издания об итальянской культуре и истории».

Защита экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина утверждает, что «у него нет хобби, кроме чтения некоторых книг». С марта 2015 года он находится под стражей. В феврале 2018 года он получил 13 лет строгого режима за взяточничество, но сейчас вновь оказался на скамье подсудимых по обвинению еще в двух десятках эпизодах получения незаконных выплат.

Находящийся в СИЗО Ижевска по обвинению в получении взяток экс-глава Удмуртии Александр Соловьев отказался разговаривать с “Ъ”.

А экс-глава Коми Вячеслав Гайзер, также находящийся сейчас в Лефортово по обвинению в создании преступного сообщества и мошенничестве (ст. 210; ст. 159 УК РФ) рассказал “Ъ”, что помимо отстаивания своей невиновности в суде ведет активную переписку с жителями республики. «Они в свое время доверили мне пост руководителя региона. Им не безразлично то, что сейчас там происходит и мое мнение относительно жизни республики. Да и вообще тех вопросов, которые их волнуют. Общаюсь с ними обо всем, вплоть до каких-то житейских вещей. Переписка за эти годы (Вячеслав Гайзер был задержан в сентябре 2015-го.— “Ъ”) уже очень большая, она началась с первых месяцев после ареста. И я благодарен всем, кто мне пишет»,— объяснил он.

Всеволод Инютин

Фотогалерея

Кто из российских чиновников обвинялся в коррупции

Смотреть

Вся лента