Отловщики белух и косаток пожаловались Владимиру Путину
Почему браконьеры утверждают, что выловили животных без нарушений закона
Представители двух компаний в обращении к президенту признались, что добывали их по заказу иностранных океанариумов. Если эти контракты не исполнить, Россия недополучит как минимум 200 млн руб. налогов, а зарубежные компании предъявят крупные иски. 11 косаток и 90 белух, выловленные для продажи, содержатся в вольерах бухты Средняя в Приморье с ноября прошлого года. Все это время зоозащитники добиваются их освобождения. Владимир Путин поручил Минприроды и Минсельхозу решить проблему китовой тюрьмы до 1 марта. Однако это поручение в срок не исполнили. Подробности — в справке «Ъ FM».
Внимание Владимира Путина на проблему «китовой тюрьмы» обратили голливудские актеры. Памела Андерсон просила президента остановить вылов белух и косаток для китайских океанариумов, а Леонардо Ди Каприо назвал их содержание «бесчеловечным захватом».
Беспокойство высказали и российские экологи. После этого вольеры с белухами и косатками проверила Генпрокуратура. Там заявили, что Росрыболовство незаконно выдало разрешения на вылов животных. Следственный комитет возбудил два уголовных дела по статьям «незаконная добыча водных биологических ресурсов» и «жестокое обращение с животными».
А пограничное управление ФСБ в Приморье открыло два административных дела против компаний «Афалина», «Белый кит», «Океанариум ДВ» и «Сочинский дельфинарий». По данным службы, специалисты пришли к выводу, что животные содержатся в неудовлетворительных условиях, и их необходимо выпустить в естественную среду обитания после адаптации.
В Росрыболовстве «Ъ FM» сказали, что выдали разрешение на вылов белух и косаток. Но за перемещение животных в ведомстве не отвечают, сообщила «Ъ FM» начальник пресс-службы федерального агентства Ксения Тимакова: «Компании, которые подают заявки на получение таких квот, обязаны предоставлять материалы о том, что они действуют именно в культурно-просветительских и учебных целях. И в прошлом году нам предоставили такие документы, и все данные соответствовали требованиям законодательства, в связи с чем им были выданы разрешения на вылов. Но полномочия Росрыболовства касаются только предоставления прав на добычу и не распространяются на контроль за дальнейшим перемещением водных биоресурсов.
Чтобы поставить морских млекопитающих за рубеж, предприятиям необходимо получить разрешение в Росприроднадзоре».
Компании, которые выловили белух и косаток, тоже утверждают, что сделали это без нарушений закона. В Росприроднадзоре не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Однако еще в ноябре служба заявляла, что вывозить животных из Приморского края не разрешала. Заявления отловщиков о возможных потерях государства и сам факт их обращения к Владимиру Путину можно рассматривать как попытку сохранить лицо в этой ситуации. Так считает научный руководитель института экономики природопользования и экологической политики Высшей школы экономики Александр Багин: «Конечно, элемент пиара здесь есть, поскольку идет поставка за рубеж. Это можно квалифицировать как деятельность с целью извлечения прибыли на основе предпринимательского риска, куда входит соблюдение обязательных требований, которые устанавливаются законодательством и контролируются соответствующими надзорными органами. Здесь, конечно, нужно разбираться. У нас недостаточно информации о правомерности самого вылова и возможности их экспорта. Это старый способ — писать обращение к президенту по вопросам хозяйственной деятельности».
Во вторник в правительстве пообещали переместить косаток и белух из так называемой «китовой тюрьмы» в центр содержания крупных морских животных. Его оборудуют в одной из бухт острова Русский.