Читатели обратились в слух
Издательства ждут роста электронных и аудиокниг
Долгое время стагнировавший российский книжный рынок в ближайшие годы будет расти на 7% в год, ожидает крупнейшее издательство «Эксмо-АСТ». Издатели рассчитывают на рост продаж электронных и аудиокниг, на которые пока в совокупности приходится меньше 8% рынка. Зато эти сегменты в ближайшие четыре года должны расти на 30% и 40% в год соответственно, тогда как рынок печатных книг — не более чем на 5%.
Книжный рынок, по оценкам «Эксмо-АСТ», представленным “Ъ”, вырос в 2018 году на 7%, до 69 млрд руб.; в ближайшие годы компания прогнозирует рост в том же темпе (в прогнозе не учитываются бюджетные продажи учебников). К 2022 году рынок увеличится до 88 млрд руб., причем основными драйверами будут электронные и аудиокниги. Их продажи будут расти в среднем на 30% и 40% в год соответственно, тогда как продажи печатных книг — на 5%. По итогам года на долю печатных книг приходится 92,1%, на аудиокниги — 1,2%, на электронные — 6,7%. К 2022 году на аудиокниги придется уже 3,2% рынка, на электронные — почти 15%.
Выручка «Эксмо-АСТ» росла и продолжит расти с опережением, в прошлом году она увеличилась на 12%, до 27 млрд руб., говорит президент группы Олег Новиков. Бизнес растет за счет расширения каналов продаж: в интернете выручка выросла на 30%, в федеральных сетях, включая «Новый книжный» и «Буквоед»,— на 20% благодаря открытию новых магазинов. Электронные книги показали рост около 50% за счет инвестиций в продвижение «ЛитРеса», замедления роста пиратства и популярности этого формата у молодежи.
Хотя аудитория заявляет о росте интереса к чтению, книгоиздатели столкнулись с новым вызовом — низкой конверсией читателя в покупателя, указано в прогнозе «Эксмо-АСТ». Из 22 млн читателей в стране покупателями книг становятся только 10 млн человек (данные Ipsos). «Эксмо-АСТ» видит решение в технологиях Big Data и искусственного интеллекта, которые помогают соотносить ассортимент рынка с предпочтениями читателей.
В отличие, например, от кинопроката книжная индустрия не находится в прямой зависимости от контента, отмечает Олег Новиков. «Бестселлеры важны, они двигают рынок, ведь, покупая их, люди приобретают что-то еще. Но на них приходится около 10% продаж, а основную выручку делает ассортимент»,— указывает он. Среди новых тенденций господин Новиков отмечает рост интереса к книгам известных блогеров, которые «продаются на уровне бестселлеров». Например, продажи двух книг «Вальса гормонов» Натальи Зубаревой превысили 250 тыс., что сопоставимо с продажами «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной (370 тыс.).
Влияние бестселлеров на книжном рынке не столь значительно, за исключением феноменальных проектов, каким был, например, «50 оттенков серого», рядовые бестселлеры непринципиально влияют на продажи, соглашается гендиректор издательской группы «Азбука-Аттикус» Леонид Шкурович. Он согласен с прогнозом роста рынка от конкурента, но обращает внимание, что еще летом «Эксмо-АСТ» прогнозировала удвоение рынка к 2025 году. У «Азбуки-Аттикус» в прошлом году рост выручки составил «четко по рынку» 8%.
Электронные и аудиокниги растут гораздо быстрее бумажных, подтверждает совладелец издательства «Альпина Паблишер» Александр Лиманский: «Мало книг аудиофицировано, и рынок растет не только за счет спроса, но и за счет того, что контента становится больше». У «Альпины Паблишер» в последние несколько лет общий рост составлял 30–40%, электронных книг — 60–70%. «Крупным издательствам, таким как "Эксмо-АСТ", сложно расти с высокой базы, у небольших издательств есть шанс вырасти сильнее»,— считает господин Лиманский.
Совладелец независимого книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов не готов делать прогнозы даже на три месяца вперед, но отмечает, что данные «Эксмо-АСТ» не совпадают с отчетом Российской книжной палаты, которая считает, что тиражи падают. «Книги дорожают, тиражи сокращаются, люди меньше ходят в книжные магазины — это факт, и это не совпадает с мировыми тенденциями. Неизвестно, как мы проживем ближайшее полугодие»,— сетует он.