Стабильности нет. Неопределенности все больше
Эксперты страховой компании Marsh фиксируют растущие политические риски
Страховая компания Marsh составила карту стран мира по политическим рискам для 2019 года. Россия оказалась в группе стран с умеренным риском нестабильности — на уровне таких стран, как Китай, Индия, Румыния или Саудовская Аравия. Эксперты проанализировали геополитические риски, а также риски от экономической политики той или иной страны. Минимальные риски нестабильности определены для Канады, Швеции, Норвегии и Швейцарии. Максимальные — для большинства государств Африки и таких стран, как Ирак, Иран, Пакистан, Афганистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, Венесуэла и Боливия. Страховщики отметили, что риски геополитической нестабильности в 2019 году в целом выросли, что может негативно отразиться на ведении бизнеса.
«Карта политических рисков-2019» составлена экспертами компании Marsh, специализирующейся на страховании и управлении рисками. Степень рисков по странам (шкала от 0 до 100, где 0 означает максимальный риск нестабильности, а 100 — минимальный) подсчитана на основании данных компании Fitch Solutions, занимающейся оценками рисков и входящей в рейтинговое агентство Fitch Ratings. В докладе, сопровождающем карту, аналитики Marsh отмечают, что «бизнес и торговля все больше подвергаются рискам растущей неопределенности во всех странах — от развивающихся до развитых». Причинами растущей нестабильности в 2019 году исследователи называют продолжающиеся трения между США и КНР, торговые войны, «Брексит», политические изменения в еврозоне, будущее иранской и северокорейской ядерных программ, а также трения между Россией и Западом.
Marsh отмечает, что «переход к еще более многополярному мировому порядку, скорее всего, будет продолжаться. По мере того как США, Китай, Россия и в меньшей мере ЕС и Япония продолжат быть наиболее сильными игроками, такие растущие державы, как Индия, Иран, Саудовская Аравия, Турция и Бразилия, будут наращивать свой вес». Также отмечается, что «изоляционистские и протекционистские настроения выросли во многих странах мира — остановив, по крайней мере на какое-то время, процесс глобализации. Действия в одной экономике порождают реакцию в других. Учитывая все эти факторы, странам становится все сложнее идти по пути коллективного прогресса в решении глобальных проблем».
Говоря о растущих рисках в ключевых регионах, Marsh подчеркивает, что применительно к Китаю риски растут не только от торговых войн с США, но и на фоне растущей военной напряженности в Южно-Китайском море, из-за чего становится больше шансов на непреднамеренные военные столкновения. Исходя из этого Китай помещен в группу стран с умеренным риском нестабильности с 69,1 балла. В свою очередь, в США политическая ситуация стала более напряженной после того, как в ноябре 2018 года представители Демократической партии получили большинство в Конгрессе и, соответственно, больше возможностей для давления на Дональда Трампа. С учетом растущей напряженности в отношениях с Китаем эксперты Marsh определили США в группу стран с низким, но не минимальным риском нестабильности, 78,3 балла. Соседняя Канада признана более стабильной, получив 80,5 балла и оказавшись вместе со Швецией, Норвегией и Швейцарией в группе стран с минимальными рисками нестабильности.
Россия оказалась в группе стран с умеренным риском нестабильности (62 балла), вместе с Китаем, Индией (63,5), Индонезией (62,8), Саудовской Аравией (64,4) и Румынией (65,2). Эксперты Marsh считают, что «трения между Россией и Западом вряд ли ослабнут в 2019 году, особенно с учетом переизбрания в марте 2018 года Владимира Путина, что предвещает продолжение его жесткой внешней политики. Геополитические риски продолжат оставаться на значительном уровне по мере того, как Россия будет поддерживать повстанцев на востоке Украины и режим Башара Асада в Сирии. На этом фоне возрастает вероятность новых, более болезненных санкций со стороны США.
Внутри страны после спорного решения о поднятии пенсионного возраста поддержка Путина и его правительства опустилась до минимального уровня с момента присоединения Крыма в 2014 году. Такое недовольство, сопровождаемое нехваткой прогресса в улучшении уровня жизни россиян, повышает риск периодических общественных волнений. Впрочем, это вряд ли приведет к дестабилизации правительства. Долгосрочные риски проистекают от исламистских настроений на Северном Кавказе, которые пока находятся на невысоком уровне, неопределенности по поводу преемника Путина, отсутствия экономических реформ, прогнозов слабого роста ВВП, старения и сокращения населения».