«Яндекс» встал на «Станции»
Компания ограничила продажи подписок на умную колонку
«Яндекс» ограничил продажи умных колонок «Яндекс.Станция» лимитированной версии по подписке, запущенной в октябре 2018 года. По информации источников “Ъ”, это может быть связано с задержкой в производстве устройств в Китае. Аналитики отмечают, что спрос на «Яндекс.Станцию» пока невысок: всего могло быть продано около 5 тыс. устройств.
«Яндекс» перестал поставлять умные колонки «Яндекс.Станция» по подписке (в розничной продаже устройства есть), рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Из сообщений покупателей в сети следует, что колонки по подписке, представленные в красном цвете 30 октября, закончились в день старта продаж и впоследствии не появлялись для заказа вплоть до февраля. Вчера при попытке оформить заказ на портале «Яндекс.Музыка» также появлялось сообщение о том, что устройства закончились.
В «Яндексе» подчеркнули, что «Яндекс.Станция» в красном цвете выпускается ограниченными партиями. Сейчас ее пока нет в продаже, но все, кто оформил заказ и оплатил подписку, получили устройства, заявили в компании, отметив, что красные станции «были доступны не только в октябре». Сколько заказов выполнено, в «Яндексе» не уточняют.
По условиям подписки пользователь должен на протяжении трех лет ежемесячно платить 389 руб., после чего «Яндекс.Станция» перейдет в его собственность. В подписку включены также все сервисы «Яндекс.Плюс», включая «Музыку», «КиноПоиск» и др. Стоимость обычной «Яндекс.Станции» сейчас составляет 9,9 тыс. руб.
Источник “Ъ” утверждает, что завод в Китае, производящий «Станции» для «Яндекса», не может исполнять заказы на лимитированную версию устройств вовремя в связи с тем, что компания еще полностью не выкупила партию обычных колонок. Всего «Яндекс» выкупил у производителя около 10 тыс. «Станций», уточняет он. Из данных Единого реестра нотификаций о характеристиках шифровальных средств и товаров следует, что «Яндекс.Станцию» производит китайская 3NOD. В «Яндексе» отрицают проблемы с производством лимитированных колонок в Китае.
По той же причине китайская сторона не начинает серийное производство устройства «Яндекс.Модуль», которое должно стать частью «умного дома» от «Яндекса», говорит собеседник “Ъ”. О том, что «Яндекс» зарегистрировал «мини-компьютер» «Яндекс.Модуль», получив разрешение на его импорт в страны Евразийского экономического союза, “Ъ” сообщал в июле 2018 года. «Яндекс» планировал анонсировать устройство в ноябре, добавляет источник.
С 27 февраля продажу «Яндекс.Станций» начала объединенная компания «Связного» и «Евросети», в которой не раскрывают количество проданных устройств. В «Яндексе» говорят, что «Станции» также продаются в магазинах DNS и «Ситилинк». Ранее устройство было доступно только на маркетплейсе «Беру» и в магазине-музее «Яндекса». Кроме того, «М.Видео» с декабря продает умную колонку Irbis с голосовым помощником «Алиса», которая стоит около 3,3 тыс. руб. Продажи колонки «сопоставимы со спросом на популярные модели сегмента портативных музыкальных устройств, например JBL», говорит представитель «М.Видео-Эльдорадо».
По оценке аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, всего со старта продаж 10 июля 2018 года «Яндекс» продал не более 5 тыс. «Станций». «Даже с учетом того, что рынок голосовых помощников в России недостаточно развит, это очень слабый результат»,— считает он. Уровень спроса, по его мнению, объясняется высокой ценой устройства и ограниченным функционалом голосового помощника «Алисы».
«Осенью "Яндекс" подписал антипиратский меморандум и теперь вынужден удалять ссылки на весь нелегальный видео- и аудиоконтент из поиска, что сильно ограничивает пользователей колонки»,— полагает руководитель агентства Content Review Сергей Половников. Кроме того, «Яндекс» вынужден конкурировать с производителями портативных Bluetooth-колонок, рынок которых уже сформирован и занят известными брендами, считает эксперт. По оценке «М.Видео-Эльдорадо», в 2018 году россияне купили 1,6 млн колонок на 7,4 млрд руб. 75% рынка в штуках приходится на бренды JBL, Sony и Harman / Kardon.